Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №44
имени В.В. Ходырева»

Адрес299011, Российская Федерация, Город Севастополь, Ленинский, Одесская, 5

Контакты администрации +7(8692)542505 school_44_sev@mail.ru

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Здравствуйте,уважаемые родители и учащиеся. Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий остаётся прежним: вторник. Свои творческие работы прошу присылать мне на электронную почту. Адрес эл.почты: tolda1984@mail.ru

Тема. Речевой этикет. 07.04.2020

Тема. Речевой этикет.

Теоретический блок.

Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами поговорим о речевом этикете. Мы сегодня с вами должны понять, что представляет собой речевой этикет (приветствия, прощания, пожелания и т.д.). Знание речевого этикета поможет вам стать культурными людьми, научит вас умению общаться, и у вас, конечно же, появится много друзей.
Свое выступление о речевом этикете я хотела начать словами Д. Лихачева: «Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения,  но и нашей личности, нашей души, ума…».

Да, культура невозможна без знаний формул речевого этикета. Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о правильном речевом поведении.  Это относится,  прежде всего к правильному употреблению слов – речевых формул – в различных ситуациях. Типичные ситуации речевого этикета: знакомство, извинение, комплимент, поздравление и т.д. Например, в ситуации благодарности мы употребляем следующие высказывания: Спасибо! Благодарю вас! Очень вам благодарен! Как я вам признателен! и др.

Выбор этикетных формул зависит от отношения людей друг к другу, от обстановки общения. Вот, например, ситуация – приветствие. Как можно поздороваться? Конечно же, «Здравствуйте», можно заменить – «С добрым утром», «Добрый день», «Добрый вечер». Но чаще, встречая знакомого, мы говорим «Привет» и «Здорово». Реже встречается: «Рад вас приветствовать». Но самое главное – это выражение радости по поводу встречи. Нужно уметь и прощаться. Можно сказать «до свидания», «всего доброго», «до встречи». Также встречается в нашей речи «пока», «ну будь», у молодежи в ходу – «чао», «бай-бай». Все эти формы соответствуют требованиям речевого этикета. А вот когда вы просите, конечно же, должно быть слово «пожалуйста»: «Передайте, пожалуйста», «Пройдите, пожалуйста». Вы все эти слова знаете.

 «История появления речевых этикетных формул».  Речевые этикетные формулы имеют свою долгую историю. Так, слово «здравствуйте» в качестве приветствия сформировалось в конце 17 века из описательного оборота «желаю тебе здравствовать». С этого времени в языке стали появляться такие формулы, как «добрый день», «добрый вечер». Они возникли по образцу речевых формул из европейских языков  «good afternoon», «guten tag» и т.п. Слово «прощай» означало «отпусти меня с миром», потом появилось выражение «до свидания». Слово «спасибо» первоначально означало «спаси тебя Бог». Слово «благодарю» произошло от «благодарствую», т.е. приношу благодарение. Очень интересно, так ведь?   Английская пословица гласит: «Если кошку не гладить – у нее высохнет спинной мозг» . Мы с вами должны помнить, что и весь речевой этикет – это словесные «поглаживания», которые создают хорошие отношения. Вовремя поздравить и пожелать добра, одобрить поступок, что-то посоветовать – в этих случаях нам, конечно же, не обойтись без формул речевого общения.

 «Формулы речевого общения». Формулы речевого этикета – это слова, применяемые для трех стадий разговора: начало разговора ( приветствие/ знакомство), основная часть, заключительная часть разговора. Например, форма приветствия:

  1. Пожелание здоровья – здравствуйте.
    2. Указание на время встречи – добрый день.
    3. Эмоциональные пожелания – очень рад.
    4. Уважительная форма – мое почтение.

В завершение разговора, используют формулы в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах ( до завтра, созвонимся).

 «Ситуации речевого общения». Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. В зависимости от ситуации наш разговор может изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:  личности собеседников, место беседы, тема, время, мотив и цель разговора.

Слово учителя. В общении большую роль играют мимика и жесты. Особенно высоко ценится улыбка. Улыбка – это символ человечности. Послушайте писателя В. Солоухина: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть. Ноги – ходить. Рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна.  Если бы не зеркала. Вы ее никогда бы  даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко». Вот как написал об улыбке писатель Сент-Экзюпери: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Ребята улыбнемся друг другу.     – Сейчас, ребята, следующее задание, но самое главное, мы здесь должны помнить об улыбке. Сейчас мы обыграем различные ситуации. Работаем парами. Каждой паре я даю задание. Например, ситуация «Встреча друга». Представь, что ты встречаешь друга, которого не видел два года. Какие будешь употреблять слова? А твой друг?

Обыгрывание  ситуаций. 

Ситуации: 

  • «Встреча друга»; 
  • «В библиотеке»; 
  • «Приглашение  в кино»; 
  • «В магазине»; 
  • «На перемене в школе». 

 

Вывод. Да, ребята, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы  с тобой были вежливы – будь вежлив сам . Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения.

Творческое задание. Написать сочинение-миниатюру «Волшебные слова».(Какие волшебные слова чаще всего используешь именно ты? Зачем нужны такие слова ? )

Тема.Этикет народов мира.

21.04.2020

Здравствуйте,ребята. Просмотрите презентацию по теме урока.

Читать далее

Мои права и обязанности.

14.04.2020

 Вступительное слово учителя. (Записать число,классная работа. В тетрадь записывать,то что в тексте отмечено словом "Записать".

Читать далее