Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №44
имени В.В. Ходырева»

Адрес299011, Российская Федерация, Город Севастополь, Ленинский, Одесская, 5

Контакты администрации +7(8692)542505 school_44_sev@mail.ru

Окружающий мир

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним: вторник, пятница. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения.Все материалы будут размещаться на официальном сайте  школы. Прошу присылать ответы на мой адрес электронной почты karinailinskaya2517@mail.ru . Чтобы ответы не потерялись, указывайте в теме письма Фамилию ученика. 

С 27 апреля расписание занятий изменилось:

 четверг, пятница.

Вторник 07.04.2020

Тема урока: Кремль- центр города"

Чтение отрывка из стихотворения русского поэта Фёдора Николаевича Глинки. 


Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Процветай же славой вечной
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

О каком городе говорится в стихотворении?
Какие слова навели вас на мысль о том, что речь идёт о Москве?
Верно.

Сегодня мы поговорим о Москве. о её главной достопримечательности.
А кто догадается, что же это за главная достопримечательность Москвы?
И так, тема сегодняшнего урока звучит
«Кремль – центр города Москвы».

Открываем с вами учебник на стр. 69,начинаем читать

 М.К. расположен на левом берегу Москвы- реки, так же в кремле 20 башен ,и сама большая Троицкая. Кремль- неправильный треугольник.

Московский Кремль?
2.Сколько башен у Московского Кремля?
3.На какой башне установлены часы?( обращаем внимание детей на картинку в учебнике стр.71.)
4.Какие здания находятся на территории Кремля?

1. Почему Псков называли «город-щит».
2.Как вы думаете , почему центр старинных городом является Кремль?
3.Какую роль играл «вечевой» колокол?
4. Как можно объяснить слово «детинец»?
5. Есть ли вашем городе Кремль?
В каком городе есть Кремль?

Хорошо, запоминаем, что наш Кремль расположен на правом берегу, вместе слияние двух рек Волги и Оки.
У нас с вами сохранились и были восстановлены 13 башен.


Я узнал…
Мне понравилось…
Мне захотелось…

https://www.youtube.com/watch?v=pBFPYUwlcc8

 

Для самостоятельного изучения: С.69-76 Читать, пересказывать, отвечать на вопросы.
Пятница 10.04.2020

Тема урока: "Улицы города" 

https://www.youtube.com/watch?v=-VWRrOvUNsY

-Давайте совершим путешествие по улицам города.

Итак, первая наша остановка «Назад в прошлое»

Как вы думаете, о чем она нам сможет рассказать, что узнаем здесь?

 

-Ребята, мы с вами поговорим об улицах, а что же такое улица?

Улица – это пространство между двумя рядами домов для проезда и прохода.

-А почему возникли улицы?

- Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали, кто где будет строиться и жить.

-Ребята, подумайте, как выглядели улицы примерно в 10 веке?

-Были ли на улицах дороги?

-Верно, дороги были грунтовые. А что из себя представляют грунтовые дороги?

Но как же людям проезжать по таким дорогам в непогоду? Каков был выход людей из данной ситуации?

-Действительно, они стали делать деревянные мостовые из длинных бревен. Это было прочное покрытие, которое служило много летКак вы думаете, как их делали?

-Технология была проста большие бревна (лаги) укладывали на дорогу и поверх накатывали бревна.

-А почему они назывались именно «мостовыми». От какого слова образовано?

-А в каких населенных пунктах были мостовые?

-Почему?

-А что же было с дорогами в деревне?

-А как вы думаете, на всех ли улицах были деревянные мостовые?

Почему?

-Верно, ребята, каменные мостовые появились еще позже.

-Ребята, а как вы думаете, в Севастополе есть ли каменные мостовые?

-Ребята, а что представляют дороги улиц сейчас?

-Первую дорогу в Севастополе построили в 1787 году к приезду Екатерины второй, это был грунтовый тракт от Севастополя до Байдар. До присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году дорог на ЮБК не было, были только вьючные тропы. Чтобы попасть из степной части Крыма на ЮБК, надо было пересаживаться верхом на лошадей и следовать горными тропами через перевалы.

-Чем занимались люди в городах и селах?

-Кого можно было увидеть на улице?

-Верно, ребята, первоначально между улицами были огромные пустыри, на которых пасли скот и сеяли хлеб. Возле домов были огороды, по улицам гуляли гуси.

- На ночь улицы закрывались. Ребята, как это улицы закрывались?

-Верно, в конце каждой улицы ставили решетки с воротами из крепких бревен.

-Ребята, а что еще в древности обязательно располагалось на улице?

-Верно, часовня или церковь. Это было место для собрания всех жителей (в наше время площадь)

2.

-Следующая наша остановка «Имя улицы». Ребята, что является именем улицы?

-Ребята, вы все живете на разных улицах г. Севастополя. Назовите улицы, на которых вы живете?

-Перечислите улицы.

-В чем их взаимосвязь, чему посвящены названия?

-Названия улиц могут рассказать нам многое. Есть улицы, которые носят названия писателей, художников, полководцев. Практически в каждом селе есть улицы, которые названы в честь героев Великой Отечественной войны.

 

3.Итог урока

-Итак, ребята, какова же была тема нашего урока?

-Что такое улица?

-В каком году впервые заасфальтировали дорогу в Севастополе?

-Что обязательно располагалось в каждой улице?

Для самостоятельного изучения: с.76-79

 

Четверг 09.04.2020

Севастополеведение:

Тема: «Символы Севастополя»

Орг. момент.

Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!

Актуализация опорных знаний.

Беседа

-Какое звание присваивалось городам во время ВОВ, чьи жители и защитники города проявляли пример мужества, стойкости и отваги? (Звание город-герой)

-Скольким городам было присвоено звание город-герой? (12 городам и одной крепости)

-Почему мы вспоминаем подвиг этих городов – героев?

(Чтобы почтить память погибших и сражавшихся за Родину. И чтобы знать, что такое война - сколько жизней она уносит, к каким разрушениям приводит. И чтобы никогда больше НА ЗЕМЛЕ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ)

 

Мотивация учебной деятельности.

 

а) Чтение стихотворения учителем

Что б ни вело к твоим холмам врагов -
Пути ль морские, потайные тропы ль, -
Ты разбивал их, гордый Севастополь,
Как натиск волн у этих берегов.

Исхлестанный суровыми ветрами,
Ты с возрастом все выше и сильней.
Как воин, ты несешь морское знамя
Большой и юной родины своей! А.Ленский

б) Беседа:

-Какое знамя несли советские солдаты, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками? (Красное)

-Какого цвета наш, российский флаг?

-А какие символы нашего государства вы ещё знаете?

  1. Сообщение темы и задач урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с символами нашего города.

-Вы готовы? (Да)

  1. 5Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя о гимне Севастополя

Символ - в переводе с греческого «знак». Севастополь имеет свои герб, флаг и гимн-это его символы.

«Гимн» - в переводе с греческого «торжественная песнь», его всегда слушают стоя.

-Какая песня о Севастополе, заставляет всех встать при её исполнении?

-Конечно же это песня «Легендарный Севастополь»

Официально гимном нашего города является песня «Легендарный Севастополь».

Гимн утверждён решением городского совета от 29 июля 1994года.

Песня была написана в 1954году к 1000-летию Первой обороны Севастополя 1854-1855годов по просьбе моряков-черноморцев.

б) Слушание гимна Севастополя.

в) Рассказ учителя о Гербе и флаге Севастополя:

-В настоящее время в Севастополе известны два герба. Первый принят во времена Царской России, второй - во времена Советского Союза.

 

 

Этот герб был утверждён 26 июля 1893года. На красном щите расположен серебряный грифон, вверху слева - герб Таврической губернии. Щит увенчан царской короной, на которой расположен двуглавый орёл. Сверху два знамени, соединённые лентой Святого Великомученика Георгия Победоносца. Слева и справа вензели двух императоров: Николая І и Александра І І. Внизу от щита- два золотых якоря, а флаги украшены цепью Святого апостола Андрея Первозванного.

Второй герб принят в 1969 году по проекту художников С. Шахунова и Н. Крыловой. На гербе представлены символы двух оборон города – Памятник затопленным кораблям и медаль «Золотая звезда». Щит разделён по диагонали на два поля: синего и белого цветов, на которых изображены символы. Синий цвет означает море, а белый – белокаменный город. Лавровая ветвь объединяет оба цвета, символизируя общее историческое прошлое города.

 

г) Рассказ учителя о гербе Севастополя

Флаг- прямоугольное полотнище красного цвета, на котором помещен герб

нашего города

 

  1. Закрепление изученного

-Что такое «символ» в переводе с греческого?

-Какие символы имеет Севастополь?

  1. Итог урока

-Как слушают гимн, «торжественную песнь»?

-Какие символы двух оборон города представлены на гербе?

-Что символизирует синий цвет на гербе?

-А что белый?

-Как выглядит флаг города Севастополя?

-Молодцы, ребята, на следующих уроках мы продолжим знакомство с нашим городом.

-До встречи на страницах ваших тетрадей.

Задание для самообучения: с.22-23

 
Вторник: 14.04.2020

Тема: «Герб-символ города»

https://youtu.be/oHK9KA35EsU   

Герб – это символ, отличительный знак. Слово происходит от немецкого «наследство». Появление гербов имеет давнюю историю. Всё начиналось с простой метки, которую ставили мастера на своих изделиях.

Знаки отличия можно было встретить на печатях, монетах, оружии, на воинских знамёнах 

Гербы появились в Западной Европе ещё во времена рыцарей. Рыцаря, закованного в доспехи, можно было узнать по символу на щите. Герб был знаком рода, к которому принадлежал рыцарь 

Геральдика – наука, изучающая гербы. Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Основателями геральдики были герольды (глашатаи). Понятия “герольд” и “геральдика” тесно связаны между собой 

Герб имел определённую форму и цвет 

Основа герба – щит:
    . треугольный – варяжский, норманский;
    . овальный – итальянский;
    . квадратный с округлостью внизу – испанский;
    . четырёхугольный с заострением внизу – французский;
    . фигурный – немецкий.

Большое значение имел цвет герба 

. красный     – «мужество», «страсть»;
     . голубой      – «величие, красота, ясность»;
    . зелёный     – «изобилие, свобода, надежда»;
    . пурпурный  – «власть»;
    . чёрный       – «печаль, скромность», «постоянство».

Очень часто на гербах изображались фигуры животных 

. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
    . журавль – бдительность и осторожность;
    . лилия – расцвет и успех;
    . единорог – непобедимость;
    . гриф – неустрашимость и свирепость;
    . кошка – независимость;
    . волк – злость, жадность;
    . кабан – бесстрашие.

Российский император Пётр I повелел, чтобы у каждого российского города был свой герб. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение – Герольдмейстерская контора. 

 Что изучает наука геральдика?

- Для чего городу нужен герб?

- Что ещё вы хотели бы узнать о гербах?

Что обычно изображают на гербах?                   

Герб каждого города интересен и неповторим. Если вы хотите узнать больше о гербах, вам помогут в этом справочники и энциклопедии.          

Задание для самообучения: 

с. 80-83 пересказывать, отвечать на вопросы, нарисовать герб своей семьи.

Пятница: 17.94.2020

Тема урока: "Современный город"

стр.88-91

Задание для самообучения: 

с 88-91 пересказывать, отвечать на вопросы

Четверг: 16.04.2020 

(СЕВАСТОПОЛЕВЕДЕНИЕ)

Тема: «Символы Севастополя»

1.Актуализация опорных знаний

Севасто́поль (в 1797-1801 — Ахтиар) — город в юго-западной части Крыма, порт на Черном море, главная база Черноморского флота России. Город значим как символ воинской славы и доблести. Прославился героической обороной в 1854-1855 годах в ходе Крымской войны и в 1941-1942 годах в период Великой Отечественной войны. С 1965 года носит высшую степень отличия городов нашей страны — звание город-герой.

Площадь города составляет 1079, 6 км2 (из них суша 863, 6 км2, морская акватория 216 км2). Население 384, 2 тысячи человек (2014). Исторический центр города расположен на южной стороне Севастопольской бухты. Администрации Севастополя подчиняются города БалаклаваИнкерман, поселок Кача и 29 сельских населенных пунктов с прилегающей территорией.

Символы Севастополя

14 декабря 2006 года Севастопольский городской Совет принял решения, утверждающие герб и флаг города.

Герб Севастополя

Герб города представляет собой скошенный справа геральдический щит французской формы. В правой верхней стороне герба на серебряном (светло-сером) поле изображена медаль «Золотая звезда». На левой нижней стороне герба на голубом поле изображен силуэт памятника Затопленным кораблям серебряного (светло-серого) цвета (вид с берега бухты). Композиционно объединяет два поля лавровая ветвь золотистого цвета, символизирующая славу защитников Севастополя. Щит имеет внешнюю кайму золотистого цвета.

Флаг Севастополя

Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище цвета бордо с соотношением ширины к его длине как 2:3 с помещенным в центре каждой из сторон полотнища гербом города-героя Севастополя, выполненным в цветном изображении.

У Севастополя есть гимн — песня «Легендарный Севастополь» (музыка В.И. Мурадели, слова П.М. Градова). Песня была написана в 1954 году, к столетию первой обороны города в годы Крымской войны (1854–1855) и к десятилетию его освобождения от фашистских оккупантов. 28 июля 1994 года песня «Легендарный Севастополь» стала официальным гимном Севастополя.

 

2.Достопремичательности нашего города

В Севастополе более 2000 памятников археологии, истории, архитектуры.
Среди архитектурных памятников: Екатерининская миля (1787), Петропавловский собор (1843-1848), Графская пристань (1846), Константиновский и Михайловский форты (1846), Башня ветров (1849), Владимирский собор (1854–1888).
Одна из главных достопримечательностей города — Малахов курган, который является тактически важной высотой Севастополя: во время Крымской войны здесь находился главный бастион Корабельной стороны; в 1942 году советские войска сражались здесь против фашистских захватчиков. В 1895 году на Малаховом кургане был открыт памятник адмиралу В.А. Корнилову. В 1905 году рядом с оборонительной башней была установлена мраморная плита, отметившая место смертельного ранения адмирала П.С. Нахимова; невдалеке от Малахова кургана в том же году был установлен обелиск на месте гибели адмирала В.И. Истомина. Неподалеку от Малахова кургана находится также памятник матросу Петру Кошке, герою первой севастопольской обороны.
Эмблемой города стал Памятник затопленным кораблям, установленный в 1905 году в море, на расстоянии 23 метров от набережной Приморского бульвара. Монумент был установлен в память о том, как во время Крымской войны здесь были затоплены русские корабли с целью заградить вход неприятельским судам.
На Северной стороне находится Братское мемориальное кладбище, где захоронены участники обороны Севастополя 1854–1855 годов. Здесь расположен пирамидальный храм Святого Николая, один из узнаваемых символов Севастополя.
В окрестностях Севастополя находятся развалины древнего города Херсонеса-Корсуня. Раскопками открыты остатки оборонительных стен с башнями и воротами, жилые кварталы с общественными зданиями, храмами, театром, монетным двором. На территории городища создан заповедник «Херсонес Таврический». В Балаклаве сохранились остатки генуэзской крепости Чембало и храма Двенадцати апостолов (14 век). На мысе Фиолент находятся остатки старейшего в Крыму Георгиевского монастыря, основанного в 9 веке. 

 
Вторник 21.04.2020

Тема урока: "Москва- столица России"

https://www.youtube.com/watch?v=z25wjztdohM 

С городом этим
Другим не сравниться,
Главный в стране он
Зовется… (столица)
Как называется город, который является столицей нашего государства?
Как вы думаете, почему я загадала вам именно эту загадку, о чем мы сегодня
будем говорить на уроке?
Откуда мы можем узнать тему урока? Давайте прочтем тему урока в учебнике.
 
1) Вступительная беседа учителя: 
Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким
посёлком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили
люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное,
лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги.
Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он
стоял - “город Москвы”. Учёные до сих пор спорят по поводу происхождения
названия “Москва”. Единого мнения на этот счёт нет. Одной из версий
является та, что слово “Москва” означает “влажное место”. Впервые Москва
упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания
Москвы.
2) Символика города.
Герб — это эмблема города, он изображается на печатях, паспортах,
денежных знаках, документах. Герб украшен щитом с иконным
изображением Георгия Победоносца — защитника Отечества, борющегося со
змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
Флаг-изображение Георгия Победоносца в центре прямоугольного
полотнища тёмно-красного цвета.
Гимн — главная государственная песня, в которой отражены народная
любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Обычно музыка
гимна — торжественная, эмоционально приподнятая, а слова — величавые.
Итак, гимн — это торжественная песня, прославляющая нашу Москву.
3) Работа с учебником (стр. 92)
Одной из главных достопримечательностей Москвы является
Кремль.
Башни Кремля
В Кремле 20 башен. Все башни Кремля называются по-разному, чтобы их
можно было отличать одну от другой. Самая древняя башня-
Тайницкая(1485г.). Самая молодая башня-Царская(1680г.). Самая мощная
башня- угловая Арсенальная. Самая низкая башня- Кутафья. 
 
Спасская башня
Высота Спасской башни-71м. У Спасской башни было 10 этажей (ярусов).На
Спасской башне находятся главные часы России- Куранты. На Спасской
башне 10 колоколов. Вес часов- 25 т. Маятник курантов весит 32 кг. У
Спасских ворот Кремля в старину шла бойкая книжная торговля (здесь были
торговые лавки где торговали сначала рукописными, а потом печатными
книгами. 
 
Царь –колокол
Царём на Руси называют всё, что является выдающимся, главенствующим
над другими. Царь-колокол считается самым большим колоколом в мире. Его
вес-12500 пудов, что составляет 200 тонн. 
 
Царь –пушка
Царь-пушка отлита Андреем Чоховым. Она была создана в 1586 году в
Москве, на Пушечном дворе во времена правления сына Ивана Грозного-
Фёдора Ивановича. Это был результат развития литейного дела на Руси X
века. Пушка отлита из высококачественной бронзы. Вся поверхность
украшена литыми фигурами и орнаментом. Вес пушки-почти 40 тонн. У
подножия 4 декоративных ядра массой по 1 тонне. Царь-пушка никогда не
стреляла, а была лишь устрашением для врагов. 
 
Собор Василия Блаженного
На красной площади стоит необычный храм Москвы. Часто этот храм
называют Собор Василия Блаженного «каменный цветок». Правильное его
название- Покрова на Рву. В 1552 русское войско одержало ряд побед во
время Казанского похода. Казань была присоединена к Московскому
государству, исчезла угроза с востока. Царь Иван IV велел поставить восемь
«заветных престолов(церквей)», посвятив каждый из них святому, в день
памяти которого была одержана победа. Зодчие Барма и Постник стремясь
сделать собор симметричным поставили 9 церквей, сгруппировав их вокруг
центральной шатровой церкви, посвященной празднику Покрова. Высота её-
60 метров. Каждый предел индивидуален по формам. 
Памятник Юрию Долгорукому
Князь – Юрий Долгорукий является основателем города Москвы.
 
Памятник Минину и Пожарскому
Первый скульптурный памятник в Москве. Кузьма Минин и Дмитрий
Пожарский возглавили народное ополчение в борьбе против польского
войска в 1612 году. Нападение было отражено. В 1815 году было предложено
установить этот памятник. Отлил его литейный мастер Василий Екимов.
Автор проекта - Иван Петрович Мартос. Памятник был построен на деньги
пожертвованные простым народом. 
 
Государственный исторический музей
Национальный исторический музей России, расположенный на северной
стороне Красной площади в Москве. Собрание музея отражает историю и
культуру России с древнейших времен и до наших дней, является
уникальным по численности и содержанию экспонатов 
 
ГУМ
Главный Универсальный Магазин. Торговый центр, достопримечательность
и памятник архитектуры.
 
Останкинская телебашня.
Телевизионная и радиовещательная башня, расположена в Москве. Высота
540м.(занимает 8 место в мире по высоте) есть смотровая площадка где
проходят ежедневные экскурсии, есть концертный зал, ресторан «Седьмое
небо» 
 
Планетарий
Один из самых больших в мире и самый старый планетарий в России.
Расположен в Москве возле новой территории Московского зоопарка,
недалеко от Садового кольца. На момент открытия Московский планетарий
был единственным в стране, тридцатым в мире и Европе. В Московском
планетарии расположена обсерватория, из которой можно наблюдать
различные космические объекты.
 
Лобное место
Говорят, что его назвали так потому, что оно находится на «взлобье» –
крутом обрыве. Впервые о нем упоминается в 1547 г. На лобном месте
глашатаи зачитывали указы царей. Проводились народные молебны.
 
     
 
Задание для самообучения: стр.92-95 читать, пересказывать, отвечать на вопросы

Пятница: 23.04.2020

 Тема урока: Наше государство 

Знакомство с понятием «государство».

 

Для того чтобы люди в стране жили организован­но, сообща, нужно государство.

• Государство - это сообщество всех граждан страны, это органы власти, которые управляют обществом, организуют его.

Беседа о государстве Российская Федерация (название, территория, границы).

- Как называется наше государство? (Официальных названий два: Российская Федерация, Россия).

— У любого государства есть своя территория и границы.

Россия — самое большое по территории государство мира.

У нашей страны были разные названия:

— древнерусское государство называли Киевской Русью;

— затем Россия;

— Российская империя (можно вспомнить название фильма «Корона Российской империи»);

— РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика входила до 1991 года в состав СССР;

— Гербы бывают у городов, у отдельных родов. Есть гербы и у государств.

Двуглавый орёл «прилетел» к нам из Византии, откуда пришла 1000 лет назад и православная вера. Грудь орла прикрывает щит с изображением Георгия Победоносца. В лапах — скипетр и держава, которые служат знаками царской власти. На крыльях герба дореволюционной России помещались гербы составных частей державы. Справа — царства Казанского, Польского, царства Херсонеса Таврического, соединенный герб княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского. Слева — гербы царства Астраханского, Сибирского, Грузинского и Великого княжества Финляндского.

Сегодняшний герб Российской Федерации очень похож на герб дореволюционной России. Он утвержден указом Президента Российской Федерации в 1993 году.

Слово «гимн» образовалось от греческого «гимнос»— восхваление, торжественная песнь. В Древней Греции слагали гимны богам и героям мифов. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев.

— Где можно услышать гимны государств? (Например, на спортивных соревнованиях, Олимпиадах в моменты награждения и в других торжественных ситуациях).

У России в различные времена были разные гимны.

В XIX веке был гимн «Боже, царя храни». (В Великобритании и сейчас сохранился гимн с похожим названием «Боже, храни королеву»).

До 1944 года гимном был «Интернационал», с 1944-го — гимн СССР «Союз нерушимый...».

В Российской Федерации в 1993 году указом Президента была утверждена в качестве гимна «Патриотическая песня» М. И. Глинки, но в 1998 году Государственная Дума утвердила в качестве гимна РФ мелодию бывшего гимна СССР. В настоящее время утверждены и слова нового гимна России, написанные С. Михалковым.

— Флаги стали символами достаточно давно. Сначала были стяги — символы княжеской власти. Трёхцветный флаг ввёл Пётр I для своего флота, а затем он стал государственным флагом. Трёхцветный Российский флаг (триколор) был утверждён указом Президента в 1993 году.

Считается, что цвета триколора отражают духовные начала россиян.

Белый цвет — символ мира, чистоты, правды, непорочности, нетленного совершенства. Синий цвет символизирует веру и верность, постоянство.

Красный — энергию, силу, кровь, пролитую за отечество.

Сейчас, кроме триколора, утверждён и другой флаг — красное знамя (знамя Победы).

ИТОГ:

Итоги могут быть подведены с помощью схемы или кластера:

Российская Федерация

Флаг, герб, гимн

Президент, Правительство, Государственная Дума

Глава государства, Законодательный орган, Исполнительный орган.

hello_html_m5cae3622.gif

 

Задания для самообразования: стр 96-100 читать, пересказывать, отвечать на вопросы 

Четверг : 30.04.2020

Тема: Конституция-Основной закон страны

–Ребята, скажите, а как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

Россия – это страна, в которой живёте вы, ваши родители и ваши друзья.

-Почему мы называем Россию своей Родиной?

(Мы называем ее своей Родиной, потому что здесь мы родились и выросли. Все здесь для нас родное!)

- Как по -другому можно назвать нашу страну? (Российская Федерация)

- «Российская Федерация», в переводе с латинского означает, «объединение».

- Почему «объединение»? (Наша страна многонациональна)

Российская семья

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.                                                                                 

 

- Каждый народ должен жить по определенным законам.

- Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция).

- Так о чём мы сегодня будем говорить? (о Конституции)

- Зачем нам её изучать?

- Что такое конституция?

Конститу́ция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конститу́ция — учредительный документ государствa, в котором изложены основные цели создания государства. Конституцию можно также охарактеризовать как договор между населением и государством.

Все законы, которые принимаются в стране, обязательно согласуются с тем, что записано в Конституции.

Все основные права и свободы человека и гражданина РФ подразделяются на:

личные (гражданские) права и свободы

К ним относятся:

- право на жизнь,

- право на свободу и личную неприкосновенность,

- право на неприкосновенность жилища,

- право на неприкосновенность частной жизни,

- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,

- право на определения национальности,

- право на пользование родным языком,

- право на свободу передвижения и места жительства,

- право на свободу совести

политические права.

Социально-экономические права. 

   Согласно Конституции, каждый гражданин России (мужчина и женщина, молодой и старый,  богатый и бедный) обладает равными правами со всеми остальными гражданами.

        Конституция Российской Федерации была принята в декабре 1993 года.

На обложке Конституции Российской Федерации изображён флаг. Какие цвета у флага нашей страны? (Называют цвета)

- А вы знаете, что каждый цвет имеет своё значение?

- Белый цвет символизирует благородство, синий – честность, а красный - храбрость.

Наша Конституция начинается знаете с чего? (С гимна нашей страны)

- Что такое гимн? (Гимн – это торжественная песнь, которая звучит на всех главных событиях страны.  А как нужно слушать гимны? (Стоя)

- Кто знает, какой ещё символ есть у России? (Герб). Что на нём изображено? (Двуглавый орёл)

- А, кто знает, что он символизирует?

Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т. е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской

т. е. духовной, власти церкви.

Герб России

У России величавой

На гербе орел двухглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

 

-А, кто является главой Российского государства? (президент)

- Как его зовут?

Он является гарантом Конституции РФ и обеспечивает порядок в стране, поддерживает мир и согласие.

- В нашей Конституции много законов, но есть статья № 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ...».

- Какие же права есть у вас, школьников? (ответы детей)

1.Право на учебу.

  1. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

 - В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

  1. Уважать друг друга.
  2. Культурно вести себя.
  3. Ходить опрятным.
  4. Выполнять устав школы.

Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы должны их соблюдать.

 

- Мы знаем, что наша страна огромная. В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. Мы с вами живём в Республике Крым, где 11 апреля отмечается День Конституции РК. В Конституции РК, закреплена символика РК.

Я – учитель и гражданин РФ и РК, а вы ученики ГБОУ СОШ 44 г. Севастополя и тоже являетесь гражданами РФ и РК. Все мы должны знать и почитать символы своего государства и своего региона.

 

 

Задания для самообучения : с. 101-104 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.
 Четверг 07.05.2020

Тема: Проверочная работа №5 (пишем на отдельном листе в формате номер вопроса и вариант ответа, указываем фамилию.)

1.Как называется наша страна?   а) Российская империя                      

б) Российская республика

в) Российская Федерация                  

г) Российский   союз

2.Какой народ составляет большинство населения России?

а) башкиры                       

б) татары                       

в) буряты                           

г) русские

3.Как называется наука, изучающая прошлое человечества?

а) астрономия                       

б) география                   

в) биология                           

 г) история

 4.Кто были предками русского народа?

а) западные славяне            

б) южные   славяне       

в) восточные славяне    

5.Как называется укреплённый центр древнего города?

а) посад            

б) княжеский двор        

в) торг      

г) Кремль

6.Какой город назван по имени князя, основавшего его?

а) Хабаровск          

б) Смоленск        

в) Москва      

г) Ярославль

7.Как называется главная площадь Московского Кремля?

а) Архангельская           

б) Успенская        

в) Соборная                     

г) Благовещенская

8.Кто является главой нашего государства?

9.Что является символами любого государства?

10.Какой город является столицей России?

 а) Саратов                       

б) Санкт-Петербург

в) Москва                       

г) Нижний Новгород

11.Какой язык объединяет всех жителей нашей страны?

а) английский                       

б) татарский                        

в) бурятский                           

г) русский   

12.Что такое конституция?

13.Какие цвета есть на флаге нашей страны?

а) белый, желтый, зеленый;

б) белый, красный, синий;

в) красный, белый, синий;

14.Какой символ изображен на нашем гербе?

а) медведь;

б) лев;

в) двуглавый орел.

15.В каком году была основана Москва?

а)1147г;

б)1901г;

в) 1174г

 

 
Пятница 08.05.2020

Тема: Государственный герб России. Государственный флаг России.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение

Этими символами являются государственные: Флаг, Герб, Гимн

 Государственный флаг.

Флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего – и нижней – красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально.

- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, правду; синий — небо, верность и веру, красный — смелость, честность, огонь и кровь. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

- Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

- Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет! (в 2005 году было 300 лет)

- Существует несколько историй (версий) о возникновении российского триколора. Я расскажу вам одну из них.

Однажды, царь Петр I, с большой свитой направился в Архангельск, где поджидал прибытия построенного в Голландии корабля. Наконец, 21 июля, долгожданный корабль вошел в порт. Царь с великой радостью вглядывался в корабль, но вдруг помрачнел: на корме развевался голландский флаг.

- “Как они посмели русский корабль под своим флагом пускать!” — закричал Петр. Только судно пристало к берегу, он ворвался на палубу, сорвал флаг, состоявший из трех горизонтальных полос красного, белого, синего цвета, поменял их местами и приказал тут же изготовить новый флаг: бело-сине-красный триколор. Так возник русский флаг.

 Император Александр II своим указом от 11июня 1858 года утвердил чёрно-жёлто-белый флаг “... расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная)”. Таким образом получился второй триколор. Цвета флага соответствовали цветам государственного герба.

Революция 1917 г. окрасила Россию в красный цвет. Флаг СССР представлял собой красное полотнище с изображением на его верхнем углу золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды.

наш флаг снова бело – сине – красный.

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска – Солнечный рассвет.

 Герб.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других документах. Слово “герб” в переводе означает “наследство”.

Историки 19 века определили дату появления российского герба – 1497 год. В то время московский князь Иван Третий на своей печати повелел изобразить двуглавого орла – знак императорской власти. Он заявил о себе как правителе большого, могущественного государства.

Во время правления императора Николая I были установлены строгие правила изображения герба.

Большой Государственный герб включал в себя гербы всех земель Российской империи. Гербовый щит поддерживался изображениями двух архангелов Михаила и Гавриила. Большой герб венчала государственная хоругвь, а над гербовыми щитами княжеств и царств были помещены короны.

После революции 1917 года в России перестало существовать самодержавие. За основу взяли герб с печати 1497 года.

В 1917 году Российская империя распалась на множество государств-республик.

И появилось новое изображение Герба.

Рисунок нового российского герба содержал изображения серпа и молота – орудий труда крестьянина и рабочего. Герб понимали как знак победы рабочих и крестьян над царизмом. Лучи солнца означали рассвет нового дня, обновление мира. Колосья пшеницы обрамляли герб. Вверху герба располагалось сокращенное название государства: “РСФСР”, что означало “Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика”. Внизу можно было прочитать девиз: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Герб венчала красная с золотой каймой звезда.

В 1922 г. было создано новое государство Союз Советских Социалистических Республик – СССР.

На Гербе СССР остались серп и молот. Фоном для них было изображение земного шара. На ленте – надпись на языках всех 15 союзных республик: “Пролетарии всех стран соединяйтесь!” Герб означал солидарность народов СССР с трудящимися всех стран, нерушимый союз рабочих и крестьян.

Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.

- Герб России является символом единства народов, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей. Скипетр и держава означают власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла (Георгий Победоносец) означает победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свою страну от врагов.

 

 

Задания для самообучения : с 109-113
Четверг 14.05.2020

Тема: Государственный гимн России.

История любого государства сложна: тесно переплетаются
в ней героические и трагические события. Государство сильно изменяется на протяжении своей истории. Вместе с государством меняется и его символика — герб, флаг, гимн.
Наши далёкие предки пели боевые песни в честь князей и их воинов, защищавших русскую землю от врагов.
При Петре I произошли большие изменения в символике российского государства.
В это же время появилась и новая музыка — военные марши. Они создавались для
молодой российской армии и флота.
Самой известной музыкой того времени
был марш Преображенского полка. Под
звуки марша солдаты каждый вечер строились на поверку,
воинские караулы шли на свои посты. Звучали марши и в
торжественных случаях: когда император выходил на парады
и приёмы, встречал послов иностранных государств.
В 1798-м году русские войска под предводительством знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова штурмом захватили неприступную турецкую крепость Измаил. В
честь этого события был написан марш:
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый росс!
Музыка звучала величественно и грозно, прославляя силу
русского оружия. Этот марш и гимн звучал  в царских палатах, и в дворянских усадьбах, и на военных парадах.

 

Задания для самообучения: с.113-116 читать, пересказывать, отвечать на вопросы
Пятница 15.05.2020

Тема: " Государственные награды"

 

Задания для самообучения: с 117-120 пересказывать, отвечать на вопросы