Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №44
имени В.В. Ходырева»

Адрес299011, Российская Федерация, Город Севастополь, Ленинский, Одесская, 5

Контакты администрации +7(8692)542505 school_44_sev@mail.ru

Литературное чтение

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним: Понедельниквторниксреда, пятница. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения.Все материалы будут размещаться на официальном сайте  школы.  Прошу присылать ответы на мой адрес электронной почты karinailinskaya2517@mail.ru . Чтобы ответы не потерялись, указывайте в теме письма Фамилию ученика. 

С 27 апреля расписание занятий останется прежним:

понедельник, вторник, среда, пятница.

 

 

Понедельник  06.04.2020

Тема урока: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Ребята, я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»

2. Подготовительная работа. Вступительная беседа.

- В каждом настоящем писателе живет учитель. К.Г.Паустовский, написавший за свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы призывать людей к прекрасному.

«Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и невозможна сама жизнь».

а). Работа с эпиграфом.

- Поэтому эпиграфом к уроку я взяла именно его слова.

Как вы их понимаете?          Словарная работа

Доброта

б). Словарная работа

- Многие из вас правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. А если мы обратимся к словарю С.И.Ожегова, то найдём следующее определение: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, к животным, ко всему живому». Все положительное, хорошее, полезное.

Сообщение темы и цели урока

3. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы подведём итог нашей работы над произведением, рассмотрим, какие нравственные проблемы подняты Паустовским в сказке “Тёплый хлеб”. И ответим на вопросы, чему учит нас сказка и почему она так называется?

Работа по содержанию прочитанного

4. Работа по содержанию прочитанного.

- Пока мы будем восстанавливать содержание сказки, те, кто получили карточки, будут выполнять тестовое задание, а потом присоединится к нам.

- Где происходит действие сказки? (в Бережках)

- Кто взял раненого коня? (мельник)

- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег).

- Что случилось в природе после этого? ( метель, сильный мороз).

- Сколько лет назад был такой же мороз? (сто лет)

- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы людской)

- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

- Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

- Сколько времени дал Панкрат на размышление? (час с четвертью)

- Что придумал Филька? (продолбить лёд на реке)

- Что понёс Филька коню? (буханку тёплого хлеба)

- Что конь сделал после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке)

- Чем закончилась история? ( Филька осознал свою вину)

5. Работа по содержанию.

- Назовите главных героев сказки? (Конь, Панкрат, Филька)

  • Давайте вспомним, что мы с вами о них узнали, воспользовавшись словарём.                          Конь
  • Конь – вороной, ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу (возил глину, навоз, жерди). Побирался по дворам, все жители деревни, считали своим долгом заботиться о нём.

Панкрат

  • Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей, умный, проницательный «быстрые глаза», из-за этого наверно, его и прозвали колдуном. Мало разговаривает, много работает, видит человека насквозь.

Филька

  • Филька – угрюмый, молчаливый, недоверчивый, грубый, ни с кем не дружил, неласковый, по прозвищу «Ну тебя».

- Как это прозвище характеризует героя? (Ему наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе. Он эгоистичный человек, которому важны только его чувства и желания).

- В жизни, ребята, добро и зло не уходят в никуда, всё когда-то возвращается к нам бумерангом.

«Как аукнется, так и откликнется»

- Давайте проследим, каковы последствия Филькиного поступка.

  • Обидел коня, ударил, бросил хлеб

  • В природе засвистел ветер, мело и хлестало, ревела, обезумев метель, ломались скворечники, небо зазеленело, как лёд, звёзды примерзли к небу.

  • На людях: замёрзли колодцы, мельница не могла работать, голод, холод, смерть.

6. Инсценирование эпизода.

- Кто помог Фильке осознать его поступок? (бабка)

- Для чего автор вводит в сказку события столетней давности?

- А сейчас мы посмотрим, как это могло быть.

За советом к Панкрату

7. Чтение по ролям.

- Почему всё-таки, несмотря на сомнения, Филька решил пойти к Панкрату? (Он решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)

- Какой разговор произошел между ними, узнаем, прочитав по ролям. Стр.126-128

8. Беседа по вопросам.

- Какой же совет дал Панкрат Фильке? (Изобрести спасение от стужи)

- Что придумал Филька? (Продолбить лёд на реке, позвать людей на помощь)

- Кто помог Фильке исправить свою вину? (Жители деревни, ребята, сорока).

- Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами, показала, какой поступок совершил мальчик. Мы наблюдали за тем, как природа меняется.

Средства выразительности.

- Перечислите художественные средства, с помощью которых автор изображает картины природы.

  • Олицетворение – ивы посинели от стужи; снег пел под ногами; мороз прошёл по деревне; «Мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна»; упал на нашу округу лютый мороз; Побил птиц, высушил до корня леса и сады

  • Сравнение – луна - как невеста; снег… пел будто артель весёлых пильщиков; пылинка…как маленькая звезда; ветки… как стеклянные.

  • Эпитеты – колючий мороз; в тяжелом дыму; рыхлые тучи; холодные тени; горячие солнечные пятна; воздух синий, густой, страшный; жгучая пустота.

- Как вы думаете, зачем нужны картины природы: для развития сюжета или они украшают произведение? (Изображая мир и жизнь человека, автор не мог обойтись без природы: без неё мир будет не полным. Очень часто в произведениях пейзаж перекликается с душевным состоянием героя, его чувствами и передаёт это состояние читателю.)

9. Работа с текстом.

Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело? (В нём нет пустоты: сообща смогли лёд отколоть, мельницу запустить и хлеб испечь).

- Давайте об этом прочитаем на стр.131

10. Нравственные уроки.

- Какие нравственные уроки вы вынесли из этой сказки?

  • Нужно быть добрым, отзывчивым.

  • Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова.

  • Не бояться просить прощения, прощать.

- Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но мы должны учиться любить и прощать.

11. Подведение итога. Рефлексия.

Какова же мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

- В каком значении употреблено слово «тёплый» (согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой)

- Какой антоним употребляет автор к слову тёплый? (холодное сердце)

- А может ли быть холодным хлеб?

Почему сказка о Фильке и Коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня)

- Можно ли подобрать другое название к сказке?

- Мы прочитали замечательное произведение Паустовского, в котором мастерски соединяются холод и тепло природное и душевное, добро и зло. Человек всегда должен помнить о том, что нельзя впускать в себя зло, но, если это произойдёт, он сумеет с этим справиться, если только осознает это и сам этого захочет. Мне хочется завершить наш урок словами Евгения Евтушенко:

- Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

  • Каких зверей нужно убивать внутри себя?                      Ссылка на урок: https://www.youtube.com/watch?v=Df-9Jwsva54
Для самостоятельного изучения:

 

  • Написать сочинение – отзыв «Чему научила меня сказка «Тёплый хлеб».
  • Читать сказку, озаглавить части
Вторник 07.04.2020 Тема урока: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Составить план текста, пересказ любой части
Среда 08.04.2020

Тема урока: К.Д.Ушинский «Слепая лошадь».

Прочитайте цитату из стихотворения Низами. ­–­ Объясните, пожалуйста, как вы ее понимаете?

«Добро и зло

Во власти всех людей,

Но зло твориться без труда,

Добро творить – трудней!»

Чтение казки. Ответы на вопросы.

-Какие картины вы представили?

-Что испытал купец, его чувства?

-Какую клятву дал купец? (зачитать.)

-Как вы думаете, что может произойти дальше?

-Как вы думаете, что хорошего в том ,что происходит?

-Что плохого? Почему вы так думаете?

-Что же такое вече?

-В праве ли Догони-Ветер звонить в вечевой колокол?

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

Обратите внимание на цитаты, как вы думаете, какая из них более точно выражает суть нашего урока? Чему мы сегодня научились?

  1. Добро и зло

Во власти всех людей,

Но зло твориться без труда,

Добро творить – трудней!»

 2. «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили !»

  1. «Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность».

  2. «Хочу, чтоб вас, зверей моей земли,    За вашу помощь люди берегли»

 

 

 

Для самостоятельного изучения: С 30-34, читать,пересказывать, отвечать на вопросы
Пятница 10.04.2020

Тема урока: Роман Сеф " Добрый человек"

1. Повторение и закрепление пройденного.

а)Работа над текстом рассказа К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»

- Найдите в тексте отрывок:

1.Где происходили действия рассказа? Как управлялась жизнь в Винете?

2.Как звали главного героя? Что происходило с Догони - Ветром когда он оказался брошенным?

3. Как Догони – Ветер спас своего хозяина?

Какое обещание дал Уседом ? Исполнил ли он его?

Знакомство с автором. Р.С. Сеф.

2.Чтение стихотворения Р.С. Сефа «Добрый человек»

Почему только одного назвали «Добрым человеком»?                              Составление мини- рассуждения.

(Выбрать только те суждения которые относятся к теме)

  • Какое правило необходимо выполнять, чтобы быть добрым человеком?

  • Каким делает человека доброта?

  • Какой человек может быть добрым?                                        

     Как вы думаете, принёс ли наш урок пользу? Какую?

    Самоанализ деятельности на уроке.

Для самостоятельного изучения: с. 34  выучить стихотворение наизусть
Понедельник : 13.04.2020

Тема урока: "Жаворонушки", "Берёзонька"( народные песни) с.35-36

Актуализация опорных знаний:

-Как называется творчество, которое сочинил народ? (устное народное)

- Что еще относится к устному народному творчеству? (загадки, пословицы, песни, поговорки)

 

  1. Целеполагание и постановка учебных задач.

-Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (Тема урока: «Народные песни.)

-О чем люди пели в народных песнях? В каких жизненных ситуациях люди пели песни? (Да, действительно, одни песни пели, когда праздновали, а другие - когда, о чем-то просили – закликали.)

-Почему творчество называется народным? (Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.)

Изучение нового материала

 

-Откройте учебник с. 35. Прочитаем первую песню.

Какие слова вам не знакомы?

 

Жаворонушки – ласково жаворонки

Соломушка – ласково солома - сухие стебли зерновых культур, остающиеся после того, как обмолотили зерна.

Соха - сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли.

Борона - Сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубьями для мелкого рыхления почвы.

 

Жаворонок – распространённый персонаж обрядов ,встречается в многочисленных припевках, приговорках, песнях – веснянках. В народном представлении жаворонок относится к «чистым птицам». Жаворонок поет рано утром, находясь неподвижно высоко в небе. Жаворонками называют людей, которые привыкли рано начинать свой день.

 

 

 -Давайте познакомимся еще с одной народной песней на с. 36

-А теперь отгадайте загадку.

 

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

 

-Какие слова вам незнакомы?

 

Долинушка - ласкательное существительное от слова долина

долина

  1. Удлиненная впадина между горами или холмами.
  2. Ровное береговое пространство вдоль реки.

Посередь — посередине.

Семик - песня во время весеннего праздника, длился он целую неделю, девушки шли в лес. Там они водили вокруг березки хоровод, пели ей песню, называли ласковыми словами, т.е величали. Песню повторяли несколько раз. Между пением ели яйца и лепешки. Приносили гостинцы и березке. Люди надеялись, что березка поможет вырастить хороший урожай.

Работа с текстом

Издавна на Руси берёза считалась олицетворением образа Родины; чистоты, нежности, самых добрых чувств. Народ придумал пословицы, поговорки, приметы, связанные с этим удивительным деревом.

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Весну звали-закликали именно в этот день. В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички. Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Зачастую закличку Весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Погода за окном у нас как раз такая, поэтому давайте и мы попробуем позвать Весну с лаской и вниманием, просьбой прийти к нам.

Итог урока. Рефлексия

Вот и подошел к концу наш урок. - Какие знания вы получили на уроке?

 

Для самостоятельного изучения:

с 35-36 выразительное чтение, отвечать на вопросы.

Вторник : 14.04.2020

Тема: «Весенний дождь» А.А. Фет

- Послушайте отрывок и вспомните, кто является его автором:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот дышу.

hello_html_4cc194a7.jpg

С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. Стихотворения Фета напевные, музыкальные, наполнены яркими художественными образами, в них отражены внутренние переживания человеческой души. Он видел красоту в привычных вещах, его сердце было переполнено любовью к природе и ее красоте - этим он жил. Многие литературные деятели, имеющие революционно-демократический настрой часто осуждали его и высмеивали за отстраненность от проблем современности и совершенную безучастность в политической жизни страны. Однако для Фета главными темами его произведений всегда оставались природа, любовь, красота.

В стихотворении А. Фета «Весенний дождь», автор на рифму положил песню своего сердца, которое переполнено чувствами от прекрасной картины, начинающегося весеннего дождя.

Чтение стихотворения.

- Какие чувства испытали?

- Чьими глазами наблюдаем картину дождя?

 

2. Словарная работа.

- Прочитайте стихотворение и найдите слова, значение которых непонятно.

Трепещет- колеблется, дрожит.

    1. Работа над анализом стихотворения.

Чтение стихотворения учащимися про себя.

- Какие картины вы увидели?

Найдите строчки, подтверждающие приход весны.

- Какой литературный прием использует автор?

 

Олицетворение – литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой.

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

 

Метафора – перенос свойств одного предмета на другой.

 

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

- Почему именно золотая пыль?

- Как понимаем значение слова - завеса?

Дождь, подсвеченный ярким, весенним солнцем, он сравнил с прекрасной завесой из золотой пыли

 

От лип душистых медом тянет

 

- Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали?

 

Обобщение: не смотря на небольшой объем в четыре строфы, стихотворение наполнено жизнью, запахами, красками, звуками.

Докажите примерами с текста.

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

И будто в золотой пыли

От лип душистых медом тянет

По свежим листьям барабанит.

  1. Выразительное чтение стихотворения.

- Каким настроением проникнуты строки?

- Что испытывал поэт, когда писал эти строки?

- Попробуйте прочитать стихотворение, передавая чувство удивления.

Его дождь, изображенный в этом стихотворении, желанный, праздничный, яркий.

Можно ли его называть чудом?        

Для самостоятельного изучения:

с. 37 выразительное чтение, ответы на вопросы.

Среда : 15.04.2020

Тема: М.М. Пришвин «Лесная капель»

Речевая разминка.

Прочитай стихотворение с грустным настроением, весело, выдели голосом глаголы.

Сугробы растаяли,

Стихли метели,

Птицы вернулись,

Капели запели.

- Какова тема стихотворения?

Поняли ли вы, о чем могут петь капели?

- Чтобы это понять, нужно быть волшебником.

-Как вы думаете, есть ли такие люди, которые бы понимали язык птиц и зверей, разговор деревьев, цветов и трав?

Жил на земле такой писатель, который это понимал. Читатели назвали его волшебником или колдуном, сказочным Берендеем. Этот писатель - Михаил Михайлович Пришвин

 

-Вы знаете, кто такой Берендей? (лесной колдун)

1) О писателе

Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.

В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу.
С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома

Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

В краткой биографии Пришвина важно отметить, что в 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.

В 1930-х годах писатель совершил путешествие на Дальний Восток. Следующими книгами Пришвина были: «Дорогие звери» и написанная на ее основе повесть «Жень-шень»(1933), «Календарь природы» (1935), роман «Кащеева цепь» и многие другие. Также высоко ценятся его «Дневники» (1905—1954).

«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве от рака желудка.

Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.

Именем писателя был назван, открытый в 1982, году астероид №9539.

-Сегодня мы войдем в мир книг волшебника Пришвина, а поможет нам в этом его произведение «Лесная капель».

В тексте появятся новые слова, как вы их понимаете?

Капель (падение с крыш, деревьев тающего снега каплями)

Нерукотворный (такой, какого не создать трудом человеческих рук)

Мгновенья (кратчайший промежуток времени)

 

-Понравилось вам произведение?

-Какое возникло чувство?

 

-Я предлагаю вам еще раз прочитать произведение Пришвина. Уверена, вы откроете для себя что-то новое, то, что не услышали.

1 абзац прочитаем вслух с целью найти информацию:

- Какое мгновение в жизни природы описал Пришвин? (Как появляются листочки )

2 абзац читаем про себя с целью понять:

-О каких каплях говорит автор?

- Какое же волшебство происходит в весеннем лесу, мы узнаем перечитав 3 абзац (вполголоса).

Прочитайте 4 абзац с целью найти информацию: почему капли светились в темноте.

-Предположите, в какое время суток происходит действие?

- Пришвин находил новое в самой природе.

-Какими художественными средствами пользовался автор, чтобы произведение было красивым, интересным, эмоциональным?

-Вспомните, что такое сравнение и олицетворение (написать понятия в тетрадь по литературному чтению)

-Что нового сегодня вы изучили? С каким произведением познакомились?

Для самостоятельного изучения:

с 38-39 читать, отвечать на вопросы

Пятница : 17.04.2020

Тема урока: Константин Дмитриевич Бальмонт
"ЗОЛОТАЯ РЫБКА"

https://www.youtube.com/watch?v=ss6tqcT5LOE (биография) 

Анализ стихотворения “Золотая рыбка.

Послушайте текст внимательно. Постарайтесь увидеть, услышать,

                прочувствовать мир, созданный поэтом в стихотворении.

    Нарисуйте картину, которая вам представилась отчетливо.

 Вопросы для анализа.

  • Почему стихотворение называется “Золотая рыбка”?
  • Появляется ли рыбка с самого начала?
  • Какие еще образы, кроме рыбки, мы видим?
  • В чем волшебная сила золотой рыбки? Какие чудеса она творит?
  • Какие звуки мы слышим?
  • Как пела скрипка?
  • Что значит “пела в сладостном бреду”?
  • Какую роль играет повтор слов во второй строке строфы?
  • Какую музыку исполняла скрипка?
  • Зачем рыбка появляется на балу?
  • Что из-за нее произошло и без нее не могло произойти?
  • О чём же поёт музыка?
  • Найдите в стихотворении рифмы к слову “рыбка”. Как меняется ее образ?
  • Какими средствами изображения поэт передает необычность, волшебство происходящего?

   

  • Бал, без сомнения, прекрасен. Но не кажется ли вам, что он чем-то напоминает бал несчастной Золушки? Как вы думаете чем?
  • Что за рыбка живет в пруду?
  • В какое время суток она появляется?
  • Когда может исчезнуть и почему?
  • В чем же тайна золотой рыбки?
  • В какой строчке стихотворения есть отгадка?
  • Где еще в литературе встречается образ золотой рыбки?

 Осмысление идеи произведения.

Зачем рыбка появляется на балу? Кто может загадать ей желание в этом замке?

А у кого из вас есть желание иметь золотую рыбку? Какое заветное желание  вы бы загадали?

Работа над выразительным чтением.

  •  Каким настроением проникнуто стихотворение?
  •  Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения?
  •  Как надо, по-вашему, читать стихотворение “громко ”, “
  • тихо”, “быстро”, “медленно”?
  •  Какие слова нужно выделить интонационно?
  •  Посмотрите, какие знаки препинания использует автор?

Для самостоятельного изучения:

с. 40-41 выразительное чтение, ответы на вопросы, нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Понедельник : 20.04.2020

Тема: А. А. Фет «Рыбка»

1.Актуализация знаний.

- Что происходит в природе весной?

- А с животными?

- Вспомните прошлый урок и скажите, о каком животном читали стихотворение?

- Скажите в прочитанном стихотворении рыбка, какая? Сказочная, золотая…)

- А теперь вспомните сказки, в которых действующие герои- волшебные рыбки. Во многих сказках описываются яркие картинки подводного царства, волшебные рыбы - золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке», волшебная щука из сказки «По щучьему велению», «Чудо - юдо рыба - кит» из сказки «Конёк- горбунок».

- А что вы знаете о настоящих рыбах?

- Кто из вас знает, где живут рыбы?

- А каких рыб вы знаете?

(Многие рыбы, чтобы выжить, приспосабливаются к той среде, в которой они живут. Так, например, глубоководные рыбы снабжены органами, которые освещают жертву, и большой пастью, чтобы проглотить её. Окраска – главное средство защиты от нападения более крупной рыбы. Некоторые рыбы используют защитную окраску и для нападения: они сливаются с фоном, изготовившись к броску.

Для большинства рыб, обитающих в верхних и средних слоях воды, Характерен общий тип защитной окраски. Нижняя часть тела у них светлая и сливается с ярко освещённой поверхностью воды, если смотреть снизу. Верхняя же часть тела у них темнее – чтобы сливаться с тёмной глубиной внизу.

Некоторые рыбы обманывают своих врагов с помощью раскраски. На спинном плавнике рыбы – бабочки имеется ложный глаз – в результате нападающий не может понять, где у этой рыбы голова. Тёмные линии на теле рыбы – ангела очень похожи на водоросли и растения, среди которых они живут.

Рыб надо беречь. Трудно бывает рыбам зимой. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть.

Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.)

 

2.Постановка темы урока.

- Предположите, чему, а точнее кому будет посвящено наше новое произведение?

 

- А написал стихотворение «Рыбка» автор А.А. Фет, мы уже знакомы с этим писателем.

 

  1. Знакомство с произведением.

Учебник с.42 (чтение стихотворения)

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

В стихотворении "Рыбка" А.А. Фет использовал следующие средства художественной выразительности:

  1. эпитеты — "глубь ясна", "чиста холодная струя", "шалунья рыбка", "голубоватая спина", "багряное перо" и "лукавый глаз";
  2. олицетворения — "весна берёт свои права", "рыбка играет с червяком";
  3. сравнения — "сама, как серебро", "глаза — бурмитских два зерна"; 
  4. метафора — "блестящей полосой юркнула";
  5. инверсия — "бурмитских два зерна" (надо: два бурмитских зерна);
  6. перифраз — "перо" — плавник.

 

Отвечаем на вопросы в конце стихотворения (устно)

 

  1. Итог

-Понравился вам сегодня урок?

-Какое стихотворение про рыбок(А.Фета или К. Бальмонта) вам понравилось больше и почему?

Задание для самообучения:

с.42 выразительное чтение

 

Вторник: 21.04.2020

Тема: Читальный зал. В. Астафьев «Весенний остров»

1.Введение в тему урока

Виктор Петрович Астафьев

Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края.  Детство писателя было тяжёлым, сиротским.  В 1942 г. ушёл на войну; там получил два тяжёлых ранения. Вернувшись с войны, очень много работал. Но однажды он попал на заседание литературного кружка. После этого он стал работником газеты и много путешествовал. За четыре года работы пишет очень много произведений, рассказов для детей: "Дядя Кузя. лиса и кот", "Васюткино озеро", "До будущей весны" и многие другие.

- Сегодня, мы совершим с вами путешествие, а поможет нам в этом произведение Виктора Петровича "Весенний остров".

2.Первичное чтение рассказа

-Отройте учебник на с.43

- Понравился ли вам рассказ?

- От чьего имени ведётся повествование? (от лица автора)

- О чём этот рассказ?

3.Словарная работа

- В тексте нам встретилось  слово:  окурил.

- Где можно найти значение незнакомых слов? (в словарях, в интернете, спросить у взрослых)

- Найдите в словаре значение этого слова. (Письменно в тетрадь по литературе)

  1. Работа с текстом (устно)

-Когда, в какое время суток автор увидел остров?

Зачитайте, как выглядел остров?

Зачитайте, какие растения были на острове?

-Были ли на острове птицы?

- Почему автор удивился, увидев весенний остров?

- Какая главная мысль рассказа, что хотел сказать нам автор? (последний абзац)

- Какое сейчас у нас время года? (весна)

- Что происходит весной? (природа просыпается, оживает)

- И этот остров олицетворяет душу человека. Он является символом всего прекрасного. Весна - это пора пробуждения, пора любви, радости и надежды.

  1. Итог урока

- Наше путешествие подошло к концу. Улыбнитесь, если вам понравилось наше путешествие.... Вот с таким настроением я хочу закончить наше занятия. Спасибо за работу.

 

Задание для самообучения: с.43-44, читать, пересказывать, отвечать на вопросы

Среда: 22.04.2020

Тема: Работа с научно-популярными текстами

1.Введение в тему урока.

О бабочках мы с вами можем узнать не только из художественных текстов, но и из научно-популярных, справочных, энциклопедических статей.

-Откроем учебник на стр. 87 и прочитаем научно-популярную статью «Бабочки рядом с человеком».

 

-Скажите, бабочки приносят пользу человеку?

Сейчас мы прочитаем статью Леонида Каабака и узнаем, приносят пользу бабочки человеку, и какую.

Чтение статьи.

 

2.Беседа по статье:

-Сколько лет бабочки приносят пользу человеку? (7000 лет)

-Какую пользу они приносят?

Из коконов шелкопряда в Китае делают шёлк

Из куколок тутового шелкопряда выделяют масло, используемое как лекарство для лечения рака

Опыляют растения

Служат кормом для многих крупных животных

Помощь геологам

Чувство радости и любования

 

  1. Дополнительная информация

Мифы и легенды о бабочках есть почти у всех народов мира. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье. До сих пор многие люди в России и других славянских странах считают своим долгом отогнать ночную бабочку от огня, на который она летит из мрака ночи. По сохранившимся старинным поверьям, такая бабочка является воплощением души умершего предка, а ночная темнота, из которой она появляется, ассоциируется с потусторонним миром. Поэтому на юге России, когда видят бабочку, кружащуюся вокруг пламени свечи или электролампочки, поминают умерших, называя их имена. А в Польше родители всегда запрещают детям убивать бабочек, поучая: «Не убивай бабочку — она тебя не тронет, а может, это твой покойный дедушка или бабушка». Болгары во время засухи просят бабочку о дожде. Они считают, что она летает возле Бога и обязательно передаст ему просьбу своих «потомков».

У славян представление об этом насекомом как о душе-предке отразилось не только в его диалектных названиях — «душа» и «душечка», но и в общеупотребительном слове «бабочка». Оно восходит к праславянскому baba, которое, по мнению большинства лингвистов-этимологов, в древности обозначало предка. «Бабочка» не единственное русское название с этим корнем. В сёлах и деревнях порхающее насекомое могут почтительно именовать «бабуля», «бабушка», «бабучка», «бабурка», «бабайка», «баба», «бабка» и т. д.

Древние греки заметили грустное выражение словно плачущих глазков на крыльях дневного павлиньего глаза и связали эту бабочку со страданиями, выпавшими на долю возлюбленной Зевса — прекрасной девушки По. Опасаясь гнева своей жены, ревнивой богини Геры, Зевс превратил По в белоснежную тёлку. Но Гера, продолжая мстить, наслала на неё чудовищного овода, который причинял несчастной непереносимые страдания.

Слёзы, лившиеся из глаз бедной тёлки, утёрла бабочка, названная за это впоследствии именем безвинной жертвы. В мифах Эллады бабочки часто являлись символом любви, а на древнегреческом языке бабочка и душа назывались одним и тем же словом — «психе».

С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей предсмертной проповедью. Особым уважением пользуются в Азии ночные бабочки. Их считают душами умерших и хранителями живых. Здесь живёт легенда о потерявшем жену старике, который долго и безутешно плакал на её могиле, пока не прилетела огромная белая ночная бабочка и не унесла его в царство духов, где он и встретил умершую.

По поверьям индейцев Бразилии, душа человека после смерти превращается в бабочку-морфиду. Поэтому, когда умирал их соплеменник, они исполняли ритуальный танец, подражающий сильному полёту прекрасной бабочки, что означало стремление души в лучший из миров.

Интересно, что и древние греки, и первые христиане тоже видели символ души, покидающей тело, в бабочке, взлетающей после выхода из куколки. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме — к счастью: бабочки символизируют всё лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает здесь торжественные шествия и праздники.

 

Задания для самообучения: стр. 87-88

Пятница: 24.04.2020

Тема: Работа с научно- популярными текстами

 

1.Вводное слово

Общение человека и лошади на протяжении многих веков определило духовные и художественные стремления людей разных народов. В жизни человека лошадь сыграла наиболее важную роль, чем другие домашние животные. Эта взаимная связь началась в глубокой древности, когда лошадь являлась источником пищи. Затем раскрылись её подлинные возможности, будучи приручённым, это животное стало незаменимым для транспортных перевозок и использования на войне. В наши дни лошадь осталась незаменима в кино, в цирке, в спорте и туризме.

 

2.Когда появились первые лошади.

Плиогиппус считается прародителем всех лошадей, зебр и ослов. Он выглядел так же, как современные лошади. Плиогиппусы жили 5 миллионов лет назад и имели сформировавшиеся копыта. Рост их не превышал 110 см.

6 тысяч лет назад люди стали ловить и приручать диких лошадей, чтобы всегда иметь под рукой запас мяса. Позднее люди стали запрягать лошадей в соху и повозку, а также использовать их для верховой езды.

А сел человек на лошадь впервые примерно 4-5 тысяч лет назад.

 

3.Родственники лошадей.

Интересно было узнать про родственников лошадей. Оказывается, ослы и лошади, так же как дикие лошади и зебры, произошли от плиогиппуса. Но ослы меньше по размеру и не так быстры. А вот зебра – это единственный вид лошадей, живущих в Африке.

Удивительно то, что если отец - осёл, а мать -лошадь, то рождается мул. А вот если наоборот, отец – конь, а мать – ослица, то рождается лошак.

 

4.Классификация современных лошадей.

С тех пор как лошадь была одомашнена, среди многообразия пород выделились три основные:

Арабская, Берберийская и Испанская. Эти три породы генетически доминируют, и их влияние можно увидеть в любой легкой породе. Сегодня принято разделять всех одомашненных лошадей на три группы:

  • Тяжеловозы или хладнокровные лошади
  • Верховые лошади или теплокровные (арабов, берберийцев и английских верховых принято называть чистокровными, акцентируя чистоту их линий)
  • Пони (породы ниже 145 см в холке, но общие пропорции тела также учитываются)

 

  1. Масти лошадей.

Под мастью подразумевают цвет ее волос, а также кожи и глаз. Масть — главный отличительный признак лошади. Наиболее часто встречаются следующие масти:

Гнедая — окраска туловища и головы красно-коричневая разных оттенков. Грива и хвост черные, с примесью бурых волос. На ногах ниже запястий и скакательных суставов перемежается черная и темно-бурая окраска. На конце морды, вокруг глаз и под брюхом окраска светлее.

Вороная — чёрная окраска туловища, ног, гривы и хвоста.
Концы волос с порыжением, в связи с чем окраска туловища приобретает грязно-бурый оттенок. Голова, ноги и хвост черные.

Рыжая (различных оттенков) — одинаковая светло- или тёмно-рыжая окраска туловища и ног. Грива и хвост, а также ноги ниже запястий и скакательных суставов и конец морды светлее.

Серая — цвет волос туловища серый или белый. У лошадей в молодом возрасте могут быть различные оттенки. В старшем возрасте лошади бывают серые в яблоках, светло-серые, серые в гречке. Белой лошадью можно назвать ту, которая имеет непигментированную кожу (альбиносы).

Бурая — окраска волос от грязно-рыжей до каштановой. Хвост и грива часто темнее туловища, с некоторым количеством черных волос.

Караковая — черная окраска туловища, головы и ног с рыжими подпалинами на конце морды, вокруг глаз, под брюхом и в пахах.

Соловая — волосы корпуса и конечностей желтые, челка, грива и хвост — серебристо-белые.

Буланая — характеризуется светло-желто-красноватым цветом волос корпуса и головы. Грива, хвост и ноги ниже запястий и скакательных суставов – черные. Вдоль спины — темный ремень.

Пегая — по основной какой-либо масти (рыжей, вороной, гнедой и т. д.) разбросаны большие белые пятна. Ноги частично или совсем белые.

Чубарая — по белой окраске туловища разбросаны темные пятна (черные или коричневые) или по темному корпусу белые пятна.

 

Лошадь называют породистой, если она зарегистрирована в племенной книге, типом называют группу лошадей с неустоявшимся экстерьером (например, полу-пони или коб)

 

6.Лошадь и мифы.

Никому доподлинно неизвестно, сама ли лошадь пришла к человеку, или человек ее долго и упорно приручал, или, может быть, какие-то неведомые силы преподнесли ее в качестве подарка венцу эволюции.

Красота и грация лошади, а также ее необыкновенная верность и преданность всегда привлекали людей, вызывая в них одновременно и чувство зависти, и чувство восхищения. Отражение подобных чувств можно довольно явственно увидеть в мифологии величайшего народа древности – греков. Именно у греков встречаются и единорог и кентавры.

Единорога представляют обычно в виде белого коня c одним рогом, выходящим изо лба. В 2008 году в Тоскане был обнаружен молодой 10-месячный самец косули с одним рогом, растущим ровно и симметрично посреди лба. В настоящий момент жив, для сохранения перевезён в природоохранный центр Прато.

В башкирской мифологии лошадь наделена даром человеческой речи, способностью к перевоплощению. Лошадь являлась защитником людей от зла, болезней и несчастий. Считалось, что конский глаз наделен сверхъестественной способностью видеть скрытое от человека. В качестве оберега над ульями, на кольях оград и на воротах устанавливали лошадиный череп.

Если обратиться ещё к мифологии, то согласно древним писаниям Пегас является одним из самых ярких персонажей классической мифологии. В греческой мифологии Пегас - крылатый конь, появившийся из капель крови поверженной горгоны Медузы в тот момент, когда Персей отсек ей голову. Поскольку конь появился у истоков Океана (в представлениях древних греков Океан был рекой, опоясывающей Землю), его назвали Пегасом.

Кентавр - самое гармоничное создание фантастической зоологии. Получеловек, полулошадь.

Мифы о кентаврах появились, как думают некоторые исследователи, когда люди впервые увидели всадника верхом на лошади.

Достаточно постоянное оружие Кентавров - лук. Именно стрельбе из лука вместе с другими науками обучал кентавр Харон Геркулеса и Ахилла. Именно кентавр - зодиакальный знак Стрелец.

Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице.

Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича — Бурушку. Бурушка — это олицетворение сил крови и жизни.

Много детских песен и современных, которые посвящены лошади. Конное дело — составная часть человеческой культуры. С ними связано множество примет, мифов, легенд и сказок, народных песен, поэзия, живопись, скульптура и кино.

Задания для самообучения: стр.88-91

Понедельник: 27.04.2020.

ТЕМА: Шутки-прибаутки. Русская народная сказка "Болтливая баба"

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

-Ребята, чему могут нас научить стихи, сказки, рассказы?

-Желаю вам на сегодняшнем уроке узнать что-то новое и интересное. А для этого вам нужно внимательно меня слушать и не отвлекаться.

-Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- А с каким жанром устного народного творчества мы будем работать сегодня, вы узнаете ,отгадав загадку.

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

-Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка?

-Да, сказка является жанром литературного творчества.

Это повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,  с участием волшебных, фантастических сил.

-На какие три группы можно разделить все сказки по их содержанию?

-Кто может быть автором сказок?

-Это означает, что сказки бывают двух видов. Каких?

-Кто является автором русских народных сказок?

-Верно, автором русских народных сказок является народ.

-А что можете сказать про авторские сказки?

-Какие части выделяют в сказках?

-Что такое зачин?

-Что такое кульминация (основная часть ) сказки?

-Что такое концовка в сказке?

Словарная работа

катомка, ячея, ноша, покуда, квохчешь, ступай, пролегала

-Катомка – сумка, которую носят за плечами.

-Ячея - отверстие, отдельная ячейка рыболовной сетки.

-Квохчешь – (бормотать, приговаривать) значит приговариваешь.

-Блеять - значит реветь по овечьи.

3.Первичное восприятие.

  • Чтение  сказки 
  • Работа над содержанием сказки

-Итак, ребята, к какому же виду русских народных сказок относится сказка «Болтливая баба»?

-Почему?

-Какие бытовые сказки вы знаете?

-А какие особенности нам помогут отличить бытовую сказку?

-В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях.

Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

-Итак, к основным особенностям бытовой сказки относят:

Герои – простые люди.

Встречаются смешные ситуации.

Высмеиваются отрицательные черты характера.

Действия происходят в условиях, близких к реальностям.

 Вторичное чтение

-Сейчас, мы еще раз прочитаем сказку. После прочтения сказки вам нужно будет ответить на вопрос: «Что помогло мужику сохранить у себя клад?»

Беседа по содержанию сказки

-Ребята, так что же мужику помогло сохранить у себя клад?

-Почему сказка называется «Болтливая баба»?

-А как по-другому можно назвать эту сказку?

-Где мужик нашел клад?

-Чего побоялся мужик, когда нашел клад? Прочитайте этот фрагмент в тексте.

-Что мужик вытащил из капкана?

-Куда он его дел?

-А что мужик нашел в сетях?

-Что он сделал со щукой?

-А зачем он поменял их местами.

-Что произошло, когда мужик пришел домой?

- Как отреагировала жена, когда узнала, что муж нашел клад?

Найдите это в тексте.

-Зачем мужику понадобились блины?

-Зачем он вешал их на деревья?

-Кого увидели в капкане?

-А кого обнаружили в рыболовной сети?

-Что произошло возле барской усадьбы. Найдите и прочитайте этот эпизод в тексте.

-Это же были бараны, почему мужик сказал, что это черти?

-Удалось ли мужику принести клад домой?

-О чем он попросил жену?

-А что произошло утром? Прочитайте этот эпизод.

-Выполнила ли жена свое обещание?

-Следовательно, как мы можем охарактеризовать жену?

-Что произошло, когда жена мужика все рассказала соседям?

-Узнал ли барин о том, что мужик нашел клад?

-Что он сделал?

-Почему барин не посмеялся над Татьяной, а закричал на нее: «Вон отсюда глупая баба»?

-Отобрал ли барин клад у мужика?

- Каким перед нами предстает барин? Найдите это в тексте.

-Обманула ли жена барина?

-А мужик?

-Правильно ли поступил мужик в данной сказке? Почему?

-Как вы думаете, как автор относится к барину?

-Как вы думаете, какое состояние было у барина, когда мужик сказал ему, что никакого клада он не находил? Найдите этот эпизод в тексте.

-Ребята, так кого же автор назвал в сказке болтливой бабой?

Работа с иллюстрацией

-Ребята, обратите внимание на иллюстрацию. Внимательно ее рассмотрите. Как вы думаете, что передает нам иллюстрация своим содержанием?

-Что на ней изображено?

-Что изображено на первом плане?

-Какие чувства у вас вызывает данная картина?

-Как автор изобразил мужика?

-Как автор изобразил его жену?

-Найдите в тексте эпизод, который описывает данную иллюстрацию

Итак, ребята, с каким же жанром устного народного творчества мы сегодня работали?

-Что мы с вами сегодня повторили?

-Какие же бывают сказки?

-С каким видом сказок мы сегодня работали?

-Как она называлась?

Рефлексия

- Закончите , пожалуйста фразу  

было интересно …

 было сложно …

 я смог …

меня удивило …

 

с. 46-53 читать, пересказывать, отвечать на вопросы 

Вторник 28.04.2020

Тема: Астрид Линдгрен "КАК ЭМИЛЬ УГОДИЛ ГОЛОВОЙ В СУПНИЦУ"

Актуализация знаний. Подведение к теме уроков.

- По какому разделу мы начали «путешествовать»? (И в шутку и всерьез).

-Что изучается в этом разделе? Для чего?

-Что такое шутки-прибаутки?

-На дом вам было задано выучить шутку-прибаутку.

Проверка дз.

-С каким ещё произведением познакомились на прошлом уроке?

-Кто написал эту сказку? Чему она учит?

-Откройте стр.54

С каким автором мы познакомимся сегодня? Какие произведения автора вы знаете? С каким произведением познакомимся? С каким произведением Астрид Линдгрен мы уже познакомились?

В каком городе происходит действие?

Что вы знаете об Астрид Линдгрен?

 

 

 

Биография писательницы

Астрид Линдгрен - шведская детская писательница.

Родилась 14 ноября 1907 г. в городе Виммербю (Швеция) в крестьянской семье.

После окончания школы уехала в поисках работы в Стокгольм. Сменив несколько должностей (секретарь, стенографистка, редактор), удачно вышла замуж.

Первая повесть Линдгрен — «Пеппи Длинный Чулок» — увидела свет в 1945—1952 гг.

Её появлению способствовала тяжёлая болезнь любимой дочери, для которой и была создана чудесная сказка. Причина, подтолкнувшая начинающую писательницу отправить работу в издательство, до сих пор остаётся тайной. Успех пришёл к книжке мгновенно. Ей присудили несколько призов, а ошеломлённому автору предложили работу в детском издательстве.

С той поры истории Астрид Линдгрен «одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир». Линдгрен написала более ста книг, часть из них переведены на многие языки мира. Её произведения изданы почти в 60 странах.

«Карлсон, который живёт на крыше» (1955—1968 гг.) появился также отчасти благодаря дочери автора, которая рассказывала о весёлом человечке, влетающем к ней через окно и исчезающем при виде взрослых. Обращалась Линдгрен и к детским детективам («Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», 1946 г.), и даже к своего рода плутовским повестям, главный герой которых — озорной Эмиль из Лённеберги.).

Именно с этим озорным мальчишкой мы сегодня познакомимся.

Кто главный герой повести? Как думаете, что же произойдёт? Почему?

Посмотрим, правы ли мы, прочитав повесть. Но сначала проведём словарную работу.

Исследовать – изучить, осмотреть что-то

Искать – пытаться найти Расследовать -рассматривать

Обыскать – осмотреть

Чтение текста.

Итак, кто же главный герой повести? Что же произошло? Почему? Почему захотел съесть эту капельку?

Хорошо ли с точки зрения этикета вылизывать посуду?

Но Эмиль, как мы уже увидели, не отличался знанием этикета и умением вести себя за столом.

Почему Эмиль не смог вытащить голову обратно?

Какое чувство испытал? О чем он мог подумать в этот момент?

Какой нам в этой картине рисует автор Лину?

Как вы думаете, почему?

Как в этой ситуации проявляется характер мамы(папы)?

Получилось у Альфреда снять супницу? Почему?

Почему Эмиль кричал?

Какие чувства испытывали все присутствующие?

Что же это было-слезы или мясной суп?

По-новому ли проявляются характеры родителей Эмиля?

Что предлагает папа?

-Что высмеивается в этой повести?

Итог урока- О каких человеческих качествах эта сказка?

- Что же высмеивает эта сказка. Какой же урок извлекли вы из сказки?

 

с.54-56 читать
Среда : 29.04.2020

Тема: Астрид Линдгрен "КАК ЭМИЛЬ УГОДИЛ ГОЛОВОЙ В СУПНИЦУ"

 Сегодня на уроке мы продолжим «путешествовать» по разделу «И в шутку и всерьез».

- И я хочу начать его со слов героев одного произведения.

- Не мальчишка, а сущее наказание.

- Вы узнали героя?

- По каким выражениям вам удалось узнать героя?

О ком же идет речь? 

 Конечно же, это Эмиль.

Вам известно имя сказочника, который придумал этого героя?

Когда мы читаем произведения иностранных авторов, то часто знакомимся с жизнью далекого от нас народа. Узнаем об обычаях, привычках.

С жизнью и обычаями народа какой страны мы должны продолжить знакомиться?

У каждого литературного персонажа есть свой характер. Как мы должны охарактеризовать их? Что нам поможет?

С помощью чего при чтении можно передать характер героев произведения?

Не всегда авторы сообщают о чем-то явно.  Очень часто они, как опытные разведчики, зашифровывают информацию. Только внимательный сыщик сможет отыскать эту скрытую информацию.

Хотите попробовать?  Какую задачу перед собой поставим?

А сейчас давайте снова вернемся в Каттхульт. Начнем читать, используя прием «Турист и таксист».

Что происходит в доме на хуторе?  Прочитайте.

Какое действующее лицо появляется первым?

Важно с чем она появляется.

Это не главный герой, но вокруг этого предмета разворачивается множество событий!

Все-это кто?

Почему автор не описывает сразу всех собравшихся за обедом?

 

Что говорит автор об Эмиле?

 

 

Задумаемся над значением слова «хлебал».

Проверим свои предположения по словарю.

 

Объясните значение «чавкать».

Проверим свои предположения по словарю.

 

Мама спросила удивленно. Почему она удивлена?

Почему же он чавкал?

 

 

 

Что мы можем для себя выяснить из фразы «смоландский говор»?

Что значит «вволю»?

 

 

Почему захотел съесть эту капельку?

 

 

 

 

Хорошо ли  с точки зрения этикета вылизывать посуду?

Но Эмиль, как мы уже увидели, не отличался знанием этикета и умением вести себя за столом.

 

Почему Эмиль не смог вытащить голову обратно?

 

Какое чувство испытал? О чем он мог подумать в этот момент?

 

 

Давайте представим, что у нас на голове тоже оказалась супница. Мы прикроем глаза ладонями так, чтобы ничего не было видно сверху и впереди. Лишь снизу мы сможем что- либо видеть по моей просьбе вы попытаетесь посмотреть туда, куда я вас попрошу.

Какой нам в этой картине рисует автор Лину?

Как вы думаете, почему?

Как в этой ситуации проявляется характер мамы (папы)?

Получилось у Альфреда снять супницу? Почему?

Почему Эмиль кричал?

Какие чувства испытывали все присутствующие?

Что же это было - слезы или мясной суп?

Задумаемся над значением слова «хорохорился». Это как? Словарь Сергея Ивановича Ожегова нам в этом поможет.

Почему автор не пишет «храбриться»? Хорохориться (разговорное, неодобрительное).

Что предлагает папа?

Ребята,  составьте словесные портреты главных героев.

Какие черты характера выбрали?

1. Для Эмиля.

2. Для мамы.

3. Для папы.

Спасибо, вы хорошо поработали.

 

                     

с.56-60 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.

Среда: 06.05.2020

Тема урока: С. Маршак "Про двух соседей"

Ребята сейчас я хочу вас познакомить с кавказской народной сказкой, переведенной на русский С.Я.Маршаком «Про двух соседей».

 

Словарная работа 

-Ребята, а как вы понимаете значение слов:

Солгал – говорить неправду, врать;

нынче – сегодня;

лицемерить – притворяться честным, искренним;

хлев – помещение для домашних животных, сарай;

изгородь – забор.

Работа по учебнику.

Подготовительная работа к чтению по ролям. Анализ текста.

-Понравилась сказка? А чем именно?

-Назовите героев сказки? (богач и бедняк)

-Какими вы их себе представляете?

-Каким показал поэт богача? (жадным, лгуном…)

-С какой интонацией будем читать слова богача?

-Как вы думаете, почему бедняк принес в свой хлев барашка соседа-богача?

(хотел проучить богача…)

-А с какой интонацией будем читать слова бедняка?

- Почему бедняк почти точно повторил слова богача?

-Почему он не стал божиться, то есть клясться именем Бога?

-А как вы думаете, должен ли автор-рассказчик, выражать свое отношение к бедняку и богачу или должен быть равнодушным?

Закрепление нового материала.

-Ребята, а кто положительный герой сказки?

-Можно ли сказать, что старик бедняк правильно, по-христиански поступил с

богачом? Почему?

-Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали неправдой. Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (обиду, несправедливость…)

-А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

-Поставьте мысленно себя на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

-В Евангелие от Матфея сказано: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из вас хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

 

-Ребята, а кто между собой были бедняк и богач? (соседи)

-Как должны жить соседи? (Дружно, уважая и помогая друг другу, желая добра…)

Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по разделу «И в шутку и всерьез».

- Как вы, думаете почему сказка «Про двух соседей» тоже находится в этом разделе? (бедняк подшутил, взяв барашка богача, чтобы то почувствовал себя на его месте).

 

 

     

Задания для самообучения: с.62-63 выразительное чтение, пересказ.

Пятница : 08.05.2020

Тема: Маршак " Старуха, дверь закрой"

 Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой Маршака.

 

-Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Как вы думаете, о чем и о ком пойдет в ней речь?

-Разгадайте ребусы и догадайтесь, какого слова в названии не хватает.

 

-Чего вы ждете от сегодняшнего урока? Чего бы хотели достигнуть?

 

Первичное восприятие и усвоение нового материала

-Давайте откроем учебник на стр. 64 и начнем знакомиться с новым произведением. Как автор определил жанр своего произведения?

-Почему сказка народная, если у нее есть автор? (Маршак пересказал английскую народную сказку, изменив ее)

-Давайте начнем знакомиться с содержанием, попробуем поставить себя на место автора и предположим, как будут развиваться события

 

-О чем узнали? Почему была открыта дверь?

- Как поступят герои дальше?

 

-Угадали ли мы, как поступит старуха?

- Что будет дальше?

 –Что придумал старик? Зачем?

-Приходилось ли вам оказываться в такой ситуации? Трудно молчать?

-Как вы думаете, кто выиграет в этом споре?

 - К чему привел спор? Как бы вы повели себя в этой ситуации?

-Как развиваются события?

-Почему молчат хозяева?

- Как вам кажется, чем все закончится?

Правильно ли мы угадали финал сказки? Кто проговорился? Почему? Как бы вы поступили на месте хозяев? Чем закончилась сказка?

 

-Ваши первые впечатления:

 Контроль: выразительное чтение по ролям. Самооценка. Оценка товарищей.

 

Итог урока: выполнены ли поставленные цели?

 

9. Рефлексия:

 

Задания для самообучения: с 64-65 выразительное чтение, отвечать на вопросы, нарисовать иллюстрацию к сказке.
Вторник 12.05.2020

Тема: М. Зощенко «Великие путешественники»

1.Знакомство с биографией М. Зощенко

 

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного писателя М.М. Зощенко, а именно с его рассказом, который называется «Великие путешественники».

 

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 г. в Петербурге в семье художника. Мать его была актрисой. Семья жила не богато. Кроме Михаила, было еще семеро детей, один из которых умер во младенчестве.

Во время Первой мировой войны, прервав учебу в университете, Зощенко ушел добровольцем на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком и командиром батальона. За личную храбрость был награжден пятью орденами, среди которых был редчайший – солдатский Георгиевский крест. Тогда же был ранен, отравлен газами, получил порок сердца и депрессию, обострявшуюся во время крутых переломов его судьбы.

После Февральской революции, при Временном правительстве, работал начальником почты и телеграфа, комендантом Главного почтамта в Петрограде, секретарем полкового суда в Архангельске. В 1917 г. вернулся в Петербург, в 1918 г., несмотря на болезнь сердца, пошёл добровольцем в Красную армию, где был командиром пулеметной команды и адъютантом. После Гражданской войны Зощенко занимался в творческой студии в Петрограде, руководимой К. И. Чуковским. Чуковский говорил про него так: «удивительно то, что такой печальный человек так властно заставлял смеяться своих близких». Михаил Михайлович занимается литературной деятельностью, ищет свой стиль – и находит, пишет короткие сатирические рассказы. Вскоре он вступает в группу «Серапионовы братья». И уже в 20 – е , 30 – е годы становится одним из самых популярных писателей того времени.

После ВОВ ухудшаются отношения Зощенко с властью. В1946г его исключают из Союза писателей, запрещают печатать его произведения и лишают продовольственных карточек. Семья Зощенко голодает, а сам писатель каждый вечер ждет ареста. Следствием этого, у Михаила Михайловича обострилась душевная болезнь.

После смерти Сталина в 1953г. Зощенко возвращают в Союз писателей, но на правах переводчика, издание первой после долгого перерыва книги лишь на время облегчили его состояние. Здоровье писателя к тому моменту было сильно подорвано, работать он уже не мог. Михаил Михайлович скончался 22 июля 1958 г в Сестрорецке, где и был похоронен.

  1. Словарная работа

-Прежде чем перейти к изучению рассказа, мы разберем значение слов, которые могут быть вам непонятны.

Путешествие -это странствование, ходьба или езда по чужим местам

Кругосветное- совершаемое вокруг земного шара

Рукомойник - небольшой висячий умывальник

Привал- остановка в пути для отдыха. А также место такой остановки.

 

  1. 3. Первичное знакомство с текстом

с.66-75

 

  1. Проверка восприятия учащихся
    -Вам понравился рассказ? «Да, мне очень понравился, потому что он очень увлекательный, интересный, забавный и смешной».
    -Ребята, какое впечатление оставляют у вас юные путешественники? Очень смешной рассказ и, поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать.
    Молодцы! Данный рассказ относится к юмористическим. Юмор - это то, что доставляет радость, заставляет нас смеяться и веселиться. Юмор ассоциируется непосредственно с шутками, анекдотами, историями на разные тематики. Это то, что необходимо нам в повседневной жизни. Человек, с так называемым чувством юмора, пользуется успехом в окружаемом его обществе. Юмор – добродушное осмеяние человека или явления.

-Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).

 

  1. 5. Вопросы по содержанию

-Кто здесь главные герои? главные герои – Стёпка, Минька и Леля.

-Что стало причиной путешествия детей? Минька узнал, что Земля круглая и, что ёё можно обойти, вернувшись в то же место.

-Кто из них вам наиболее симпатичен? Мне нравиться Стёпка, он храбрый, Смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать.

-Что дети взяли с собой в путешествие? (три рубля, большой мешок в который они стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий: хлеб, сахар, кусочек сала, разную посуду- тарелки, стаканы, вилки, ножи, цв. карандаши, волшебный фанарик, глиняный рукомойник, увеличительное стеклышко, два одеяла, подушку, три рогатки, удочку, сачок для ловли тропических бабочек).

-Как вы думаете с таким багажом можно отправляться в кругосветное путешествие?

-Как закончилось путешествие? (благополучное возвращение)

 

6.Подведение итогов

Задания для самообучения: с.66-75 пересказывать, отвечать на вопросы

Среда 13.05.2020

Тема: Андрей Усачёв
"НА ЧЁМ ДЕРЖИТСЯ ЗЕМЛЯ"

 

Задания для самообучения: 

с.78-80читать, пересказывать

Пятница 15.05.2020 Тема: Александр Дорофеев
"УКУШЕННЫЕ"

Задания для самообучения: 

с.81-83читать, пересказывать

Понедельник 18.05.2020

Тема: НАУЧНО- ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ " Бабочки рядом с человеком"

 

Задания для самообучения: 

с.87-88

Вторник 19.05.2020 Тема: " Лошадь" " Изменение погоды"

Задания для самообучения: 

с 89-91