Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №44
имени В.В. Ходырева»

Адрес299011, Российская Федерация, Город Севастополь, Ленинский, Одесская, 5

Контакты администрации +7(8692)542505 school_44_sev@mail.ru

Русский язык

Уважаемые родители. С 06.04.2020г начинается дистанционное обучение. Будем работать по утвержденному расписанию (понедельник, вторник, среда,четверг). Каждый день я буду выкладывать конспекты уроков и задания для самостоятельного изучения. Огромная просьба выполненные работы отправлять своевременно на эл.почту kalbasnikova@mail.ru

С 27 апреля расписание уроков изменилось, наши дни остаются (понедельник, вторник, среда,пятница)

 

Понедельник 06.04.20

Тема: «Правописание местоимений с предлогами»

Записываем в тетрадь число: 06 апреля.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение). Выполняем устно!

-Давайте поиграем в игру «Слово в слове». Прочитайте слова и найдите, что спряталось внутри каждого слова?

Яма, тыква, мыло, выбор, пион, корона, агроном, кони.

 

- Какие это слова?

(я, ты, мы, вы, он, она, оно, они)

-Знаете ли вы, к какой части речи относятся слова?

Итак, о чём мы будем сегодня говорить?

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Местоимение».

-Что такое местоимение? (Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их конкретно.)

- Как изменяется местоимение? (По падежам, родам и числам)

 

2.Определяем тему урока.

Записываем в тетрадь!

 

- Запишите и определите падеж:

 

б_жать с (она),

_тдохнуть от (он),

г_в_рить о  (она),

п_см_ялся над (он)

 

-Почему написали «С, От, О, Над» отдельно от местоимений? (Потому что это предлоги)

Вывод: Местоимения с предлогами пишутся раздельно!

 Упражнение 128, с.88 (Письменно!)

Прочитайте задание и запишите в тетрадь. (Записать загадки, употребляя местоимения в скобках в форме требуемого падежа.)

Таблица с.88 (выучить).

Физкультминутка.

На уроке мы писали 
И, конечно же, устали. 
А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли.
Пальцы сжать, 
Потом разжать.
Наклониться вправо, влево
И садимся – вновь, за дело!

  1. Закрепление новых знаний

Упражнение 129, с. 88. (Письменно!)

 Одно словосочетание разберём как образец.

 

Спросил (у кого?) у него, у неё, у них.

- Понаблюдайте и сделайте вывод, с какими местоимениями и в каком случае употребляется Н.

  1. Итог урока

-Что нового для себя узнали? (Способ правописания местоимений с предлогами. Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет.

После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква Н)

 

 

Задание для самообучения

с.89, упр.130, упр.131.

Вторник 07.04.20

Тема: Тренинг. Словарная работа

Записываем в тетрадь число: 07 апреля.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение). Выполняем устно!

Работа над поговоркой.  

Нас ждут великие они.

- Как понимаете смысл? – Почему не ясен смысл высказывания? (неверно употреблено местоимение)

- Какую особенность местоимений мы знаем? (Указывает на лицо, но не называет)

- Какие слова вы можете предложить вместо местоимения они?

 

Нас ждут великие дела.

2.Закрепление ранее усвоенного материала

Упражнение 126, с.87 (письменно!).

 Указать падежные формы личных местоимений.

 

Упражнение 127, с.87 (письменно!)

Списать полностью стихотворение, подчеркнуть все местоимения, указать падеж.

Физкультминутка.

На уроке мы писали 
И, конечно же, устали. 
А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли.
Пальцы сжать, 
Потом разжать.
Наклониться вправо, влево
И садимся – вновь за дело!

3.Задание для самоконтроля.

(письменно!)

Пишем в тетрадь: Словарный диктант.

(Дети работают самостоятельно в тетради!)

Упражнение 143, с.93

Задание для самообучения с.89, упр.132 (дописать 2-3 предложения)
Среда 08.04.20

Проверочная работа по теме «Слово и словосочетание».

 Выполняем на отдельном листе (пишем сразу ответы)

1.Что такое словосочетание?

А) Два связанных по смыслу слова, где одно главное, а другое зависимое.

Б) Подлежащее и сказуемое.

В) Два любых слова.

  1. 2. Замени словосочетание Имя существительное + Имя существительное словосочетанием Имя прилагательное + Имя существительное.

Образец: сок из фруктов – фруктовый сок

нора лисы -

полка с книгами -

шапка из меха -

конфеты из шоколада -

горшок для цветов -

3.Запиши предложение, изменяя форму слов в словосочетаниях.

Лебеди стадом летели из (холодная земля) в (тёплая сторона).

 

4.Исправь ошибки. Собери словосочетания, используя данные слова. Запиши, укажи (х) главное слово, выдели окончания.

Говорливый посуда, глухие известие, белая ручеёк, хорошее леса

 

5.Где предложение, а где словосочетание? Укажите стрелочками, разбив на 2 группы                                

Словосочетания                      Копна сена                              

                                                 Песчаный берег

Предложение                          Мы играем

                                                 Идет по дорожке

                                                 Светят звезды

                                            Ребята катаются на лыжах

6.Выпиши только местоимения

На, он, их, около, вы, ты, у, она, он, я, перед, его, мы, до, они, для.

7.Измени по падежам местоимение вы

И.п. кто? вы

Р.п. кого?

Д.п. кому?

В.П. кого?

Т.П. кем?

П.П. о ком?

 

Задание для самообучения: с.79, с.86 повторить таблицы с правилами.
Четверг 09.04.20

Тема: «Второстепенные члены предложения»

1.Организац. момент

Доброе утро всем!

Вот и наступил новый день.

А это значит, что перед нами откроются новые пути к успеху во всех делах.

Мы здоровы и полны сил.

Всё что намечено на сегодня, обязательно сбудется.

 - Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число и

 

Словарная работа (письмено!)

Лексическое значение. 

Лиственное дерево с белой (реже - с тёмной корой) и сердцевидными листьями. (Словарь Ожегова). Что это? (Берёза)

 Подберите имена прилагательные к слову «берёза».

 

Берёза (какая?) …

 

Упражнение 135, с.90 (Письменно!)

 

  1. Изучение нового материала

-Откройте с.90, упр.136 Устно!

Побежали ручейки.

- Прочитайте запись. Смогли ли вы представить себе ручеек, о котором говорится? Какой он?

Мы не смогли представить себе ручеёк, какой её описал автор.

Постановка проблемной ситуации

Какие?

Побежали говорливые ручейки.

Какой ручеек вы себе представили? (говорливый)

Какую роль играют второстепенные члены предложения? (Определяет признак подлежащего).

По чему? Где?

 

По дорожкам побежали говорливые ручейки..

Какую роль играют второстепенные члены предложения? (Обозначает место действия)

 

Весной по дорожкам побежали говорливые ручейки. (Обозначает время действия)

- Для чего нужны нам второстепенные члены? Второстепенные члены нужны, чтобы пояснять, уточнять, дополняют главные члены. Позволяют выразить главную мысль более полно, более выразительно. Передают больше сведений, информации.

-Давайте откроем учебник на с. 91 и прочитаем правило.

 

3.Закрепление

Упражнение 137, с.91 (Письменно!)

4.Итог.

Что вы узнали на уроке? Что такое второстепенные члены предложения?

 

Задание для самообучения: с.91, упр.138, 139

Понедельник 13.04.20

Тема: «Анализ (разбор) простого предложения.

 

  1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места.

-Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием.

– Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала хорошее настроение. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

 

2.Актуализация опорных знаний.

 

Для чего нужны предложения? (Чтобы выражать свои мысли, чувства, разговаривать друг с другом.)

- О ком это предложение?

- Какие члены предложения называются главными?

- Что называет подлежащее?

- На какой вопрос оно отвечает?

- Что называет сказуемое? На какой вопрос оно отвечает?

- Как подчёркивается в предложении подлежащее и сказуемое?

-Какие члены предложения называются второстепенными? Что они называют, на какие вопросы отвечают? Как подчёркиваются?

 

- Записываем число: 13 апреля.

 

Упражнение 140, с.92 (письменно)

(Разобрать предложения по образку, пользуясь подсказкой в памятке 8 на с.139-140)

 

3.Закрепление знаний на практике

 

  Упражнение 141, с 92 (письменно)

(Выполнить задания с точкой)


-Самостоятельная работа с текстом над исправлением ошибок (текст с ошибками не из учебника!).

Записать текст без ошибок. Разобрать 2 и 4 предложения, определить главные и второстепенные члены предложения.

 

Висной лёт нарике начял ломаться. По рике плывут льдины. По кроям рики они сбиваюца в кучю. Вада прибывала и затапила остроф.

 

  1. Подведение итогов урока.

 

 

Задание для самообучения

с.92, Упражнение 142 (определить только второстепенные члены группы сказуемого).

 

Вторник 14.04.20

Тема: «Связь второстепенных с главными членами предложений»

1.Актуализация опорных знаний.

 

Игра «Найдите лишнее слово» (устно):

Прилагательное

Существительное

Глагол

Подлежащее

Местоимение

Докажите, что именно это слово лишнее. (Лишнее слово подлежащее, все слова, кроме этого являются частями речи, а подлежащее главный член предложения)

 

  1. Работа по теме урока

-Запишите число: 14 апреля.

-Сравните тексты. Какое из текстов более точно передаёт картину осеннего утра? (Устно):

 

Наступило утро. Дует ветер. Кружатся листья.

 

Наступило раннее утро. Дует осенний ветер. В воздухе кружатся золотые листья.

 

-Итак, ребята, вы сравнивали тексты. Расскажите о результатах сравнения. Назовите сходства и различия.

- Какие?

-Как назовём предложения первого текста?

-Как назовём предложения второго текста?

-Какой из текстов более точно передаёт картину осеннего утра? Почему? Какой текст интереснее, выразительнее? Какие слова делают его таким - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить дальше? Сформулируйте тему урока.

На доску прикрепляется табличка с темой урока. Вы знаете, что в предложении есть слова без которого оно не может существовать. Мы их называем основой предложения- это главные члены предложения. А ещё их называют подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое

Этап открытия новых знаний

Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?

(Грамотной, интересной, правильной, живой).

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- Что такое предложение? (Законченная мысль)

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов)

Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Что это за слова?

(Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.) Что такое подлежащееПодлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой.

Что такое сказуемоеСказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

 

Идёт дождь..

Идёт тёплый летний дождь

Сравните предложения.

Что в них общего? Чем они различаются?

С помощью каких членов предложения мы узнали,

- Каким по составу является первое предложение? (нераспространённым)Почему?

-Каким по составу является второе предложение? (распространённым)Почему?

Делаем вывод: (предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.)

-Откройте учебник на с.94 (Это интересно…)

-Что такое синтаксис?

-Как провести полный синтаксический разбор простого предложения?

Для этого мы изучим памятку №9, на с.141.

-Рассмотрим пример, записываем в тетрадь:

Плакучая ива печально смотрит в воду.

Подсказка! (Три второстепенных члена, значит три словосочетания).

ива (какая?) плакучая

смотрит (как?) печально

смотрит (куда?) в воду

Подсказка! (Ставим вопросы от подлежащего, затем от сказуемого и т.д.).

Подчеркиваю второстепенные члены предложения (если изучали)

Определяю, какими частями речи выражены члены предложения, подписываю сверху.

В ТЕТРАДИ ПОЛУЧИЛИ:

 Прилаг.    Сущ.      Нар.      Гл.      Пр.  Сущ.

Плакучая ива печально смотрит в воду.  (повеств., невоскл., прост., распр.)

ива (какая?) плакучая

смотрит (как?) печально

смотрит (куда?) в воду

 

Упражнение 147, с.94 (выписать только простое предложение и сделать его синтаксический разбор). Памятка к упр.146 (Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.)

 

 


3.Итог

- Что нового вы сегодня узнали?

 

 

Задания для самообразования

с.95, упр. 151

 

Среда 15.04.20

Тема: Общее представление о сложных предложениях

1.Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас урок изучения нового материала, целью которого является изучение сведений о сложном предложении.

  1. Актуализация опорных знаний

-На прошлом уроке мы познакомились с синтаксическим разбором простого предложения. Давайте вспомним, что такое синтаксис?

  1. Изучение нового материала

Сложное предложение – это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например: На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

 

Упражнение 149, с.95 (Разбираем упражнение)

 

Тает снег, бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник. ( С. Маршак)

 

- Какой месяц имеется в виду? ( апрель)

- Из какого произведения этот отрывок? (12 месяцев)

 

ВАЛЕЖНИК (толковый словарь) – стр. 132

 

- Сколько предложений в этом тексте? Как вы обычно определяете границы предложений?

- Какие это предложения? (прост.- сложн., распр.-нераспр.)

Докажите.

 

-Запишем простые предложения и выполним их разбор по членам предложения. (письменно)

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

 

Упражнение 148, с.94 (письменно)

Выписать только сложные предложения, подчеркнуть главные члены предложения, чем они выражены, а также второстепенные).

(Сложное предложение — это два или несколько простых предложений, объединенных по смыслу и обладающих интонационной законченностью. Простые предложения в составе сложного связываются между собой с помощью различных союзов или только интонацией.)

4.Итог.

- Что вы сегодня нового узнали на уроке? С какими трудностями столкнулись?

 

Задания для самообучения

С.95, упр.150

 

Четверг 16.04.20

Тема: «Развиваем главные мысли в текстах».

1.Организационный момент

-Добрый день, ребята. Рада, приветствовать вас на нашем уроке.

  1. Определение темы урока.  

- Дети, скажите пожалуйста, какие средства языка мы знаем? (слово, словосочетание, предложение, текст).

- Какое средство языка помогает нам более понятно выразить свою мысль?  Попробуйте развивать свои мысли о любимой игрушке.. (устно)

- С помощью какого средства развили мысль? (текста).

-Значит тема урока: «Развиваем мысль в текcте».

 

Повторение типа и строения текста.

- Выделяют три основных части

Вступление

Это вступительная часть к основному повествованию. Как правило это от одного предложения до нескольких абзацев, в зависимости от общего объема текста. Призвано "подготовить" читателя к переходу в основную часть, дать краткую информацию о месте, времени действия.

Основная часть

Здесь непосредственно описываются события, объекты - все что происходит, и все ради чего, собственно, и сотворен этот текст. В основной части раскрывается мысль, сюжет текста.

Заключение

В этой части подводятся итоги сказанного, делаются выводы, раскрывается мораль произведения.

 

-Выделяют следующие типы текстов:

Повествование (в котором повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности), рассуждение (это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?»), описание (для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий, т. к. описывается какой-либо предмет, явление, человек).

 

3.Изучение нового материала.

-Записываем число: 16 апреля.

 

Упражнение 152, с.96 (письменно).

(Составить план к тексту и письменно, по своему плану, восстанови содержание текста. Напиши тип текста в скобках)

 

  1. Итог

-Понравился ли вам урок? Особенно что вам понравилось?

Какие затруднения вы встретили?

 

Задание для самообразования

с.97, упр.154 (Задание с точкой.)Текст переписывать не надо.

 

Понедельник 20.04.20

Тема: Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах.

Орфографическая подготовка (письменно)

М…л…ко, …г…род, ст.. лица, су…ота, ко….екция, здра…вуй, ур…жай, д…журный, к…рзина, уж…н.

 

  1. Актуализация знаний.

- Что такое текст?

- Из каких частей состоит текст?

-Какие виды текстов вы знаете?

- Что вы знаете о тексте- повествовании?

- Что вы знаете о тексте – рассуждении?

- Какой вид текста еще остался?

 

2.Работа над темой урока.

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами будем наблюдать над развитием мысли в текстах- описания, начнем подготовку к сочинению, которое будем писать на следующем уроке.

- Откройте ваши учебники на стр. 98.

-Чтение отрывков из книги Ю. Олеши «Три толстяка»

- Есть ли между этими отрывками связь и почему? (Оба отрывка тексты- описание, говориться об одной кукле)

- Как вы думаете каково назначение обоих текстов: рассказать историю, что- либо доказать или описать предмет? (чтобы описать куклу)

- Через восприятие какого героя дается описание куклы? В каких частях об этом сообщается, намекается?. Докажите.

- Сравните описание двух кукл. (памятка по сравнению)

Зачем мы сравниваем? По каким признакам мы сравниваем? Что мы узнали сравнивая?        

- На что обращает наше внимание автор?

- выпишите из текста оба описания кукол. (письменно)

- Объясните почему в одном предложении используется слово одета, а в другом надета?

- Найдите три словосочетания гл. + сущ. Укажите в них форму времени и рода глаголов; падежную форму имен существительных. (письменно)

 

3.Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

- Чем текст- описание отличается от повествования и рассуждения?

 

 

Задание для самообучения

с.102, упр.1 (например, ВыпрЯмился-прямо, шИпеть-жи ши, кОрабль-словарь и т.д.)

 

Вторник 21.04.20

Тема: Сочинение «Моя любимая игрушка»

1.Актуализация опорных знаний

-Какие типы текстов нам известны?

-Слова какой части речи преобладают в тексте-описании?  

-Что обозначают имена прилагательные?

-  На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

 

2.Постановка цели урока

-Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.

-Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка?)

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).

 

3.Обсуждение структуры текста.

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).

- О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…).

-Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка» .).

 

Вступление

У каждого человека есть любимая игрушка. Она ему особенно дорога. Для меня это …

(например, забавный лисёнок Рыжик)

 

Основная часть

- Как эта игрушка попала ко мне?

Эту игрушку …

(подарили, купили, принёс Дед Мороз, за что-то заслужил …)

Внешний вид игрушки:

- размер

- форма (по форме …)

- материал (сделана из …)

- отличительные особенности

(добрые глазки-бусинки, пушистая, милая улыбка, учит…, сложный механизм …)

Характер игрушки.

У моей игрушки … характер.

(добрый, весёлый, капризный, сложный, вредный…)

Как я в неё играю с кем?

Когда удаётся в неё поиграть?

 

Заключение

Это самая моя любимая игрушка, потому что…

или

Эта игрушка дорога мне за то, что…

(напоминает мне любимую подругу, подарила бабушка, успокаивает, поднимает настроение …)

 

Рабочий план:

  1. Вступление.
  2. Основная часть:

- Появление игрушки.

- Внешний вид.

- Характер игрушки.

- Как и с кем я в неё играю.

  1. Заключение. Главная мысль.

 

План действий:

Напиши сочинение на черновике (не забудь написать каждую часть с нового абзаца).

Проверь свой черновик, сравни его содержание с планом. Проверь знаки препинания и орфограммы.

Перепиши работу на чистовик.

 

 

Задание для самообучения:

с.99,  упр.5(письменно на отдельном листе)

 

Среда 22.04.20

Тема: Анализ сочинения и работа над ошибками. Создание текста-описания матрешки. Творческие работы детей. Проектная деятельность.

1.Работа над ошибками

-Выписать ошибки из сочинения, если таковые есть и прописать их в работе над ошибками в рабочей тетради.

2.Создание текста-описания матрешки.

Немного теории

Появление матрёшки на Руси.

МАТРЁШКА (предположительно от уменьшительного имени «МАТРЁНА, что означало статная дама») - русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Первую русскую матрёшку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин. Эскиз для росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Самая первая в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в конце 19 века в 90-х годах в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову (крупному промышленнику). Эта была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках.

Русская матрёшка является олицетворением России с ее широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Матрёшка символизирует продолжение жизни. Матрешка – символ материнства, а также плодородия, богатства. Именно поэтому она пользуется всенародной любовью.

В 1902 году здание в Леонтьевском переулке выкупил С.Т. Морозов для создания в нем Кустарного музея. В 2000 году Фондом народных художественных промыслов РФ была организованна выставка, которая была посвящена столетнему юбилею матрешки. С этой выставки и началось формирование постоянной экспозиций, в которой была представлена промысловая и авторская матрешка.

-Откройте учебник на с.99, упр.3 (устно)

3.Творческая работа

Упражнение 4, с.99 (а,б) (устно)

 

Задание для самообучения

Упражнение 4, с.99 (в) письменно в тетрадь рабочую.

 

 

 

Четверг 23.04.20

Тема: Школа грамотея. Определяю, выстраиваю свои действия.

1.Постановка учебной задачи

-Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие по Стране Грамматики и на нашем пути встретятся разные задания, о которых вы узнаете по ходу урока.

-Мы будем выполнять задания, которые помогут нам закрепить свои знания в области русского языка. В добрый путь!

2.Работа по теме урока

-Запишите число: 23 апреля.

Предлагаю нам выполнить упражнение № 3, с. 102 (письменно).

- Нам нужно подобрать однокоренные слова к словам из словаря.

- А что такое однокоренные слова? (Слова, имеющие один общий корень)

Можно добавить свои однокоренные слова:

Образ — образец, образцовый, преобразиться…
Горизонт — горизонтальный, горизонталь…
Гимнаст гимнастика, гимнастический, гимнастка…
Чемпионат — чемпионка, чемпионский, чемпионство…
Шёл — пошёл, зашёл, вышел…
Благодарить — благодарность, благодарно, благодарный , благодаря…
Профессия — профессиональный, профессор, профессионально, профессорствовать…
Специальность — специальный, специалист, специально.

Упражнение 4, с.102 (устно)

 Упражнение 5, с.103 (письменно)

-Когда пишется разделительный Ъ знак?

(Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнями, начинаются с гласных е, ё, я, ю – подъезд)

-Когда пишется разделительный Ь знак?

(Разделительный Ь знак пишется в корне после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами е, ё, и, ю, я – семья)

 Упражнение 6, с.103 (письменно)

  1. Итог

-Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете, показали, какие вы внимательные, быстрые, какая у вас замечательная память, как вы логически рассуждаете. Вы просто – молодцы!

 

Задание для самообучения:

с.103, упр.7,8

 

Понедельник 27.04.20

Тема: Средства языка и их анализ

1.Сообщение темы урока.
- Создал язык народ, а изучили, систематизировали его средства, проанализировали их с разных сторон – языковеды или лингвисты. В каждом разделе науки о языке изучается какая – то одна сторона языкового средства. Вот сегодня на уроке вы и узнаете некоторые разделы науки о языке. А поможет нам в этом учебник.

-Откройте таблицу на 2 форзаце (Форза́ц и фо́рзац (нем. Vorsatz) — элемент конструкции книги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой) учебника. Она поможет вам узнать, с каких сторон можно проанализировать слова.

-Итак, слово «морковь» (рассмотрите таблицу)

-С каких сторон можно проанализировать слово?

-Как называются разделы науки?

Лексика - это раздел науки о языке, который изучает значение слов.

Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Графика – это наука, которая изучает соотношение букв и звуков.

Орфоэпия — это раздел науки о языке, который изучает правильное произношение звуков и ударений в словах.

Орфография – это совокупность правил, которые регулируют единообразное написание слов.

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слова.

Грамма́тика как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка.

Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения. 

 

  1. Закрепление материала

Упражнение 3, с.108 (письменно)

Например,

Теннисистка - спортсменка, занимающаяся теннисом.

Звуковой состав и произношение: слово состоит из 4 слогов и 10 звуков - [тэн'ис'истка].

Морфемный анализ: основа ТЕННИСИСТК, окончание - А;

корень - ТЕННИС, суффикс - ИСТ, суффикс К.

Словообразование: образовано от слова ТЕННИСИСТ + суффикс К.

Морфология: теннисистка - существительное, отвечает на вопрос кто?

Начальная форма - теннисистка, одушевленное, женского рода, единственное число, именительный падеж;

в предложении - подлежащее.

 

Столица - главный город государства.

Слово состоит из 3-х слогов, 7 звуков - [стал'ица]

Морфемный анализ: СТОЛИЦ - основа, окончание - А;

корень - СТОЛИЦ.

Словообразование: в современном русском языке это слово непроизводное (ни от чего не образовалось).  В историческом плане слово образовалось от СТОЛ (в значении "престол").

Морфология: столица - существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?

начальная форма - столица; неодушевленное, женского рода, единственное число, именительный падеж;

в предложении – подлежащее.

 

3.Итог

 

Задание для самообучения

Упражнение 4, с.108

 

Вторник 28.04.20

Пишем на отдельном листе под диктовку родителей. Не забываем подписать работу и указать вариант грамматического задания.

Контрольный диктант №8 по теме

 «Правописание предлогов и приставок»

Подземный ходок

Крот – подземное животное. Этот зверёк умещается на ладони. Он не любит света. Рыхлая, плодородная почва служит ему домом.

У крота чувствительный нос. Крохотные, как маковое зерно, глазки спрятались в шёрстке. Передние лапы крота как лопатки. Ими он разгребает землю.

Потрудится и задумается о съестном. Дождевой червь, проворная ящерица, зелёный лягушонок – любимая еда крота.

Живёт крот отшельником в своих владениях.

 

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи они выражены:

1 вариант (мальчики)

Он не любит света.

Этот зверёк умещается на ладони.

 

2 вариант (девочки)

Ими он разгребает землю.

Живёт крот отшельником в своих владениях.

 

  1. Анализ слов по составу:

1 вариант (мальчики)

подземное

зверёк

в шёрстке

маковое

 

2 вариант (девочки)

дождевой

ящерица

лягушонок

разгребает

 

 

Среда 29.04.20

Тема: «Называем… Слово и словосочетание»

1.Актуализация опорных знаний

-Определи в словосочетаниях главное и зависимое слово с помощью вопросов (письменно):

Комнатная лестница, работать молотком, морозный ноябрь, пенал для карандашей, воробей на берёзе.

- Какое слово в словосочетании мы называем главным? (Слово, от которого задают вопрос является главным в словосочетании)

 

-Найдите в этих предложениях словосочетания. Задайте от каждого главное слова вопрос к зависимому слову (письменно):

Легкий ветерок качает маленькие деревья.

На поляне туристы разожгли костер.

 

  1. Работа по теме

Упражнение 5, с.109 (устно)

Упражнение 8, с.109 (устно)

3.Итог

Задание для самообучения:

Упражнение 6, с.109 (письменно)

 

Среда 06.05.20

Тема: Слово как часть речи                                                               

1.Актуализация опорных знаний

-Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из слов)

Какие виды речи вы знаете? (Речь устная и письменная)

Что мы называем устной речью? (Устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим)

Что мы называем письменной речью? (Письменная речь – это речь, которую мы читаем и записываем)

Речь состоит из слов. А какие же группы слов мы уже знаем в русском языке? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги)

Как пишутся предлоги со словами? (Раздельно)

Слова складываются в словосочетания. Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

  1. Работа по теме

Упражнение 9, с.110 (письменно)

Прочитайте задание.

- Как определить какой частью речи является слово?

(Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает слово)

- Как озаглавим столбики? (Существительное, прилагательное, глагол.)

 

Упражнение 10, с.110 (устно)

Упражнение 12, с.111 (письменно)

3.Итог

Задание для самообучения

с.111, упражнение 14, 15

Пятница 08.05.20

Тема: Контрольное списывание №2                                                  

с.124, упр.1

Сделать грамматическое задание ниже текста.

Задание для самообучения:

с.112, упр.18 (письменно)

 

Вторник 12.05.20

Тема: «Правописание слов. Словарный диктант»

-Для того, чтобы хорошо усвоить новый материал, нужно вспомнить и ранее пройденный. Для проверки знаний, которые были получены на прошлом уроке предлагаю написать словарный диктант.

Упражнение 21, с.113 (Словарный диктант писать под диктовку родителей!!! Алфавитный порядок и предложения составлять не надо!)

Упражнение 22, с.114 (письменно)

 

 Задание для самообучения:

с.114, упр.24

Среда 13.05.20

Тема: Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа пишется на отдельном двойном листе бумаге (в линию)

На титульной странице отступаем 9 линий, на 10 пишем:

Итоговая контрольная работа

по русскому языку

ученика (-цы) 3-Б класса

ФИ полностью в Р.п.

-Открываем лист, вверху пишем число: 13 мая.

Диктант.

Летняя гроза.

с.124, упр.2 (пишем под диктовку родителей)

После диктанта, отступаем одну линию, пишем:

Грамматическое задание

И выполняем все задания из учебника, указанные после диктанта 1),2),3).

 

 

Пятница 15.05.20

Тема: Работа над ошибками. Правописание слов. Презентация и анализ творческих работ.

-Прописываем все слова из диктанта, в которых были допущены ошибки.

Упражнение 27 (первый столбик), с.115 (письменно)

Упражнение 28, с.115 (письменно)

Упражнение 30, с.116 (устно рассмотреть таблицу)

 

Задание для самообучения:

Упражнение 31, с.117 (письменно)

Упражнение 34, с.118 (письменно)

 

 

Понедельник 18.05.20

Тема: Предложение. Текст. Распространяем мысли. Изложение.

Упражнение 39, с.120 (устно)

Упражнение 43, с.121 (письменно)

Упражнение 45, с.122 (письменно)

 

Изложение пишем на отдельном двойном листе бумаги.

Отступив на титульном листе 9 линий, пишем:

Изложение

по русскому языку

ученика (-цы) 3-Б класса

ФИ полностью в Р.п.

Открываем лист и сверху пишем число:

18 мая.

Изложение.

с.125, упр.3

План переписать из учебника (можно составить свой). Читаем детям текст три раза.

1 раз: задача ребенка поделить текст на части, озаглавив каждую часть плана.

2 раз: задача ребенка запомнить и сказать слова, которые он не знает, как писать.

3 раз: запомнить текст.

 

 

 

 

Вторник 19.05.20

Тема: Итоговая комплексная работа. Работа над ошибками.

Проба пера…Письмо. Творческие работы детей.

Упражнение 1, с.126 (письменно)

Упражнение 3, с.126 (письменно)

 

 

Задание для самообучения:

Упражнение 1, с.127 (устно)

Упражнение 2, с.127 (устно)

Упражнение 3, с.127 (письменно)