Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №44
имени В.В. Ходырева»

Адрес299011, Российская Федерация, Город Севастополь, Ленинский, Одесская, 5

Контакты администрации +7(8692)542505 school_44_sev@mail.ru

Окружающий мир

Уважаемые родители. С 06.04.2020г начинается дистанционное обучение. Будем работать по утвержденному расписанию (вторник, четверг). Я буду выкладывать конспекты уроков и задания для самостоятельного изучения. Огромная просьба выполненные работы отправлять своевременно на эл.почту kalbasnikova@mail.ru

Внимание! С 27.04.20 в расписание внесены изменения (четверг, пятница)

Вторник 07.04.20

Тема: «Улицы города»

1.

-Давайте совершим путешествие по улицам города.

Итак, первая наша остановка «Назад в прошлое»

Как вы думаете, о чем она нам сможет рассказать, что узнаем здесь?

 

-Ребята, мы с вами поговорим об улицах, а что же такое улица?

Улица – это пространство между двумя рядами домов для проезда и прохода.

-А почему возникли улицы?

- Люди не могли строить дома только в одном месте, это тесно. Действительно, если наши предки находили пригодное место для жилья, то сначала его подготавливали для застройки, а потом лишь решали, кто где будет строиться и жить.

-Ребята, подумайте, как выглядели улицы примерно в 10 веке?

-Были ли на улицах дороги?

-Верно, дороги были грунтовые. А что из себя представляют грунтовые дороги?

Но как же людям проезжать по таким дорогам в непогоду? Каков был выход людей из данной ситуации?

-Действительно, они стали делать деревянные мостовые из длинных бревен. Это было прочное покрытие, которое служило много лет. Как вы думаете, как их делали?

-Технология была проста большие бревна (лаги) укладывали на дорогу и поверх накатывали бревна.

-А почему они назывались именно «мостовыми». От какого слова образовано?

-А в каких населенных пунктах были мостовые?

-Почему?

-А что же было с дорогами в деревне?

-А как вы думаете, на всех ли улицах были деревянные мостовые?

Почему?

-Верно, ребята, каменные мостовые появились еще позже.

-Ребята, а как вы думаете, в Севастополе есть ли каменные мостовые?

-Ребята, а что представляют дороги улиц сейчас?

-Первую дорогу в Севастополе построили в 1787 году к приезду Екатерины второй, это был грунтовый тракт от Севастополя до Байдар. До присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году дорог на ЮБК не было, были только вьючные тропы. Чтобы попасть из степной части Крыма на ЮБК, надо было пересаживаться верхом на лошадей и следовать горными тропами через перевалы.

-Чем занимались люди в городах и селах?

-Кого можно было увидеть на улице?

-Верно, ребята, первоначально между улицами были огромные пустыри, на которых пасли скот и сеяли хлеб. Возле домов были огороды, по улицам гуляли гуси.

- На ночь улицы закрывались. Ребята, как это улицы закрывались?

-Верно, в конце каждой улицы ставили решетки с воротами из крепких бревен.

-Ребята, а что еще в древности обязательно располагалось на улице?

-Верно, часовня или церковь. Это было место для собрания всех жителей (в наше время площадь)

2.

-Следующая наша остановка «Имя улицы». Ребята, что является именем улицы?

-Ребята, вы все живете на разных улицах г. Севастополя. Назовите улицы, на которых вы живете?

-Перечислите улицы.

-В чем их взаимосвязь, чему посвящены названия?

-Названия улиц могут рассказать нам многое. Есть улицы, которые носят названия писателей, художников, полководцев. Практически в каждом селе есть улицы, которые названы в честь героев Великой Отечественной войны.

 

3.Итог урока

-Итак, ребята, какова же была тема нашего урока?

-Что такое улица?

-В каком году впервые заасфальтировали дорогу в Севастополе?

-Что обязательно располагалось в каждой улице?

Задание для самообучения- с.76-79

Четверг 09.04.20

Тема: «Герб-символ города»

Посмотрите этот видеоурок перед чтением окружающего мира.

https://youtu.be/oHK9KA35EsU

Задание для самообучения: с.80-83 (нарисовать герб города Севастополя)

Вторник 14.04.20

Тема: «Памятные места города»

1.Организационный момент

Дети организовывают рабочее место, проверяют готовность к уроку.

2.Подготовка к основному этапу занятия

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.


-Ребята, а что такое герб?

А герб может быть только символом страны? Символом чего еще является герб?

Как вы думаете, что еще может являться символом города?

 

3.Усвоение новых знаний и способов действий

 

-Давайте с вами познакомимся с памятными местами городов России, для этого откройте учебник на стр.85 Адмиралтейство – морской символ Петербурга (первые 2 абзаца)

1.Как называется место, где строят суда?

2.А где их ремонтируют?

-Ребята, а как вы поняли, что такое верфь?

Откройте стр. 86 Мамаев курган (1 и последний абзац)

1.В каком городе расположен Мамаев курган?

2.Чем знаменит Мамаев курган?

3.Как называется статуя, которая является центром величественного монумента в городе Волгограде?

Как вы думаете, почему именно эта статуя является центром Мамаева кургана?

Статуя является образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Стр. 87 прочитайте про Казанский университет (первые 3 абзаца)

1.Почему символом города Казани является казанский университет?

2.Кто принес большую известность Казанскому университету?

 

4.Первичная проверка понимания

С городом этим

Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся ... (столица)

 

-Как называется столица нашей страны? (Москва)

-Какие достопримечательности есть в Москве? А какие музеи Москвы вы знаете? Что хранится в этом музее? (Кремль, Красная площадь, Третьяковская галерея. Картины и рисунки русских художников)

-Ребята как вы думаете, почему картинная галерея носит именно такое название? Правильно основателем был Павел Михайлович Третьяков. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея.

-Ребята сегодня мы с вами познакомились с символом города Казани, что это за символ? А как вы думаете, в Москве есть такой университет, который являлся бы символом города? Какое название он имеет? Правильно, он также известен под название университет имени Михаила Васильевича Ломоносова

Как вы думаете, почему университет носит имя великого русского ученого?

Правильно, Московский университет был основан в 1755 году.

 

  1. Контроль и самопроверка знаний

-С какими памятными местами России мы познакомились? (Казанский университет, Адмиралтейство, Мамаев курган, Московский университет, Третьяковская галерея.)

 

Задания для самообучения

С.84-87

 

Четверг 30.04.20

Тема: Конституция-Основной закон страны

Ребята, скажите, а как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

Россия – это страна, в которой живёте вы, ваши родители и ваши друзья.

-Почему мы называем Россию своей Родиной?

(Мы называем ее своей Родиной, потому что здесь мы родились и выросли. Все здесь для нас родное!)

- Как по -другому можно назвать нашу страну? (Российская Федерация)

- «Российская Федерация», в переводе с латинского означает, «объединение».

- Почему «объединение»? (Наша страна многонациональна)

Российская семья

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.                                                                                 

 

- Каждый народ должен жить по определенным законам.

- Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция).

- Так о чём мы сегодня будем говорить? (о Конституции)

- Зачем нам её изучать?

- Что такое конституция?

Конститу́ция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конститу́ция — учредительный документ государствa, в котором изложены основные цели создания государства. Конституцию можно также охарактеризовать как договор между населением и государством.

Все законы, которые принимаются в стране, обязательно согласуются с тем, что записано в Конституции.

Все основные права и свободы человека и гражданина РФ подразделяются на:

личные (гражданские) права и свободы

К ним относятся:

- право на жизнь,

- право на свободу и личную неприкосновенность,

- право на неприкосновенность жилища,

- право на неприкосновенность частной жизни,

- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,

- право на определения национальности,

- право на пользование родным языком,

- право на свободу передвижения и места жительства,

- право на свободу совести

политические права.

Социально-экономические права. 

   Согласно Конституции, каждый гражданин России (мужчина и женщина, молодой и старый,  богатый и бедный) обладает равными правами со всеми остальными гражданами.

        Конституция Российской Федерации была принята в декабре 1993 года.

На обложке Конституции Российской Федерации изображён флаг. Какие цвета у флага нашей страны? (Называют цвета)

- А вы знаете, что каждый цвет имеет своё значение?

- Белый цвет символизирует благородство, синий – честность, а красный - храбрость.

Наша Конституция начинается знаете с чего? (С гимна нашей страны)

- Что такое гимн? (Гимн – это торжественная песнь, которая звучит на всех главных событиях страны.  А как нужно слушать гимны? (Стоя)

- Кто знает, какой ещё символ есть у России? (Герб). Что на нём изображено? (Двуглавый орёл)

- А, кто знает, что он символизирует?

Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т. е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской

т. е. духовной, власти церкви.

Герб России

У России величавой

На гербе орел двухглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

 

-А, кто является главой Российского государства? (президент)

- Как его зовут?

Он является гарантом Конституции РФ и обеспечивает порядок в стране, поддерживает мир и согласие.

- В нашей Конституции много законов, но есть статья № 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ...».

- Какие же права есть у вас, школьников? (ответы детей)

1.Право на учебу.

  1. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

 - В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

  1. Уважать друг друга.
  2. Культурно вести себя.
  3. Ходить опрятным.
  4. Выполнять устав школы.

Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы должны их соблюдать.

 

- Мы знаем, что наша страна огромная. В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. Мы с вами живём в Республике Крым, где 11 апреля отмечается День Конституции РК. В Конституции РК, закреплена символика РК.

Я – учитель и гражданин РФ и РК, а вы ученики ГБОУ СОШ 44 г. Севастополя и тоже являетесь гражданами РФ и РК. Все мы должны знать и почитать символы своего государства и своего региона.

 

Итог

 

Задание для самообучения:

с.101-104

 

Четверг 07.05.20

Тема: Проверочная работа №5 (пишем на отдельном листе в формате номер вопроса и вариант ответа, указываем фамилию.)

1.Как называется наша страна?   а) Российская империя                      

б) Российская республика

в) Российская Федерация                  

г) Российский   союз

2.Какой народ составляет большинство населения России?

а) башкиры                       

б) татары                       

в) буряты                           

г) русские

3.Как называется наука, изучающая прошлое человечества?

а) астрономия                       

б) география                   

в) биология                           

 г) история

 4.Кто были предками русского народа?

а) западные славяне            

б) южные   славяне       

в) восточные славяне    

5.Как называется укреплённый центр древнего города?

а) посад            

б) княжеский двор        

в) торг      

г) Кремль

6.Какой город назван по имени князя, основавшего его?

а) Хабаровск          

б) Смоленск        

в) Москва      

г) Ярославль

7.Как называется главная площадь Московского Кремля?

а) Архангельская           

б) Успенская        

в) Соборная                     

г) Благовещенская

8.Кто является главой нашего государства?

9.Что является символами любого государства?

10.Какой город является столицей России?

 а) Саратов                       

б) Санкт-Петербург

в) Москва                       

г) Нижний Новгород

11.Какой язык объединяет всех жителей нашей страны?

а) английский                       

б) татарский                        

в) бурятский                           

г) русский   

12.Что такое конституция?

13.Какие цвета есть на флаге нашей страны?

а) белый, желтый, зеленый;

б) белый, красный, синий;

в) красный, синий, белый;

14.Какой символ изображен на нашем гербе?

а) медведь;

б) лев;

в) двуглавый орел.

15.В каком году была основана Москва?

а)1147г;

б)1901г;

в) 1174г

 

Пятница 08.05.20

Тема: Государственный герб России. Государственный флаг России.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение

Этими символами являются государственные: Флаг, Герб, Гимн

 Государственный флаг.

Флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трёх полос: верхней – белого, средней – синего – и нижней – красного цвета. Одинаковой ширины полосы флага расположены горизонтально.

- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, правду; синий — небо, верность и веру, красный — смелость, честность, огонь и кровь. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

- Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

- Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет! (в 2005 году было 300 лет)

- Существует несколько историй (версий) о возникновении российского триколора. Я расскажу вам одну из них.

Однажды, царь Петр I, с большой свитой направился в Архангельск, где поджидал прибытия построенного в Голландии корабля. Наконец, 21 июля, долгожданный корабль вошел в порт. Царь с великой радостью вглядывался в корабль, но вдруг помрачнел: на корме развевался голландский флаг.

- “Как они посмели русский корабль под своим флагом пускать!” — закричал Петр. Только судно пристало к берегу, он ворвался на палубу, сорвал флаг, состоявший из трех горизонтальных полос красного, белого, синего цвета, поменял их местами и приказал тут же изготовить новый флаг: бело-сине-красный триколор. Так возник русский флаг.

 Император Александр II своим указом от 11июня 1858 года утвердил чёрно-жёлто-белый флаг “... расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная)”. Таким образом получился второй триколор. Цвета флага соответствовали цветам государственного герба.

Революция 1917 г. окрасила Россию в красный цвет. Флаг СССР представлял собой красное полотнище с изображением на его верхнем углу золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды.

наш флаг снова бело – сине – красный.

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска – Солнечный рассвет.

 Герб.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других документах. Слово “герб” в переводе означает “наследство”.

Историки 19 века определили дату появления российского герба – 1497 год. В то время московский князь Иван Третий на своей печати повелел изобразить двуглавого орла – знак императорской власти. Он заявил о себе как правителе большого, могущественного государства.

Во время правления императора Николая I были установлены строгие правила изображения герба.

Большой Государственный герб включал в себя гербы всех земель Российской империи. Гербовый щит поддерживался изображениями двух архангелов Михаила и Гавриила. Большой герб венчала государственная хоругвь, а над гербовыми щитами княжеств и царств были помещены короны.

После революции 1917 года в России перестало существовать самодержавие. За основу взяли герб с печати 1497 года.

В 1917 году Российская империя распалась на множество государств-республик.

И появилось новое изображение Герба.

Рисунок нового российского герба содержал изображения серпа и молота – орудий труда крестьянина и рабочего. Герб понимали как знак победы рабочих и крестьян над царизмом. Лучи солнца означали рассвет нового дня, обновление мира. Колосья пшеницы обрамляли герб. Вверху герба располагалось сокращенное название государства: “РСФСР”, что означало “Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика”. Внизу можно было прочитать девиз: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Герб венчала красная с золотой каймой звезда.

В 1922 г. было создано новое государство Союз Советских Социалистических Республик – СССР.

На Гербе СССР остались серп и молот. Фоном для них было изображение земного шара. На ленте – надпись на языках всех 15 союзных республик: “Пролетарии всех стран соединяйтесь!” Герб означал солидарность народов СССР с трудящимися всех стран, нерушимый союз рабочих и крестьян.

Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.

- Герб России является символом единства народов, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей. Скипетр и держава означают власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла (Георгий Победоносец) означает победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свою страну от врагов.

 

 

Задание для самообучения: с.109-113

 

Четверг 14.05.20

Тема: Государственный гимн России

 

Гимн.

- Большинство гимнов стран были созданы в 19 веке. В одних гимнах воспевалась любовь к родной стране, а в других слышался призыв к защите Отчизны.

Появился гимн и в России.

- В 1833 г. Николай I поручил написать музыку гимна Российской империи А.Ф. Львову. Жуковский написал текст гимна

 

Боже, царя храни,
Сильный, державный.
Царствуй на славу, на славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный. Боже, царя, царя, храни!

 - Гимном Страны Советов сначала была песня “Интернационал”, сочинённая ещё в 19 веке во Франции. Там были такие строки:

... Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим –
Кто был ничем, тот станет всем!

- В 1942 году глава нашей страны И.В. Сталин предложил создать новый гимн. Новый гимн должен был помочь объединить народ в защите Отечества от фашистских полчищ, звать к новым подвигам и свершениям. В ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио прозвучал новый государственный гимн СССР. Композитор А.В. Александров написал мелодию гимна, а поэт С.В. Михалков и журналист Г.Г. Эль-Регистан написали слова.

- Современный гимн на музыку Александрова и слова Михалкова был принят 8 декабря 2000 года и перенял от старого только его мелодию. (Фонограмма).

Заключение.

- Символы современной России были приняты накануне 21 века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества. Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Эти государственные символы величия и могущества России достались вам в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас.

Для повторения и закрепления материала:

https://youtu.be/oHK9KA35EsU

Задание для самообучения:

с.113-116