Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №44
имени В.В. Ходырева»

Адрес299011, Российская Федерация, Город Севастополь, Ленинский, Одесская, 5

Контакты администрации +7(8692)542505 school_44_sev@mail.ru

Окружающий мир

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним: понедельник, четверг. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения.Все материалы будут размещаться на официальном сайте  школы и в  "Дневник.ру". Прошу присылать ответы на мой адрес электронной почты jnzaiceva@gmail.com.  Чтобы решение не потерялось, указывайте в теме письма  Фамилию ученика. 

С 27 апреля расписание занятий останется прежним: понедельник, четверг.

Четверг,

28 мая (внеурочная деятельность. Севастополеведение)

Севастополь - город - герой.

https://youtu.be/U--TjD_YAOs

 

Понедельник,

25 мая (внеурочная деятельность. Познаю окружающий мир).

Лекарственные растения. Устный журнал « Растения – лекари».

https://youtu.be/xmjkVrgwf-w

 

Четверг,

21 мая (внеурочная деятельность. Севастополеведение)

Севастопольские моряки в годы Великой Отечественной войны

https://youtu.be/rW55yv04KZQ

 

 Понедельник,

18 мая

Права ребенка. Проект

с 125

 Понедельник,

18 мая (внеурочная деятельность. Познаю окружающий мир)

Красная книга России. Растения.

https://youtu.be/cY1ZMuWAHOY

 

 Четверг, 14 мая

(внеурочная деятельность. Севастополеведение)

Итоговое занятие. Город будущего

https://youtu.be/mhBiDmt_B7c

 

 Четверг,

14 мая

Государственные награды. Герои нашей Родины.с 117 - 120

с 117 - 120

Четверг, 

07 мая (внеурочная деятельность. Севастополеведение)

Жители славного города

https://youtu.be/A_o4f5G7ENo

 

 

 Четверг,

07 мая

 Права ребенка. Государственные символы.

https://youtu.be/oHK9KA35EsU

с 105 - 116

Четверг, 30 апреля

Конституция – Основной закон страны.

с 101 - 104

 Четверг, 30 апреля

(внеурочная деятельность) Севастополеведение

Жители славного города 

https://youtu.be/dTJHaQrsD-0

 

 Понедельник,

27 апреля "Познаю окружающий мир" (внеурочная деятельность)

 Колокольчики.

https://youtu.be/gMBWK4u8XQo

 

 Понедельник,

27 апреля

Наше государство.

с 96 -100

 Четверг, 

23 апреля

Севастополеведение (внеурочная деятельность)

Музеи и театры Севастополя

https://youtu.be/9pxlkJjth24

 

 Четверг,

23 апреля

 

Тема: Москва – столица России

С городом этим

Другим не сравниться,

Главный в стране он

Зовется… (столица)

Как называется город, который является столицей нашего государства?

...Есть города, овеянные славой,
Их памятники – точно ордена.
Есть города, носящие по праву
Прославленных людей большие имена...

Но среди многих городов вселенной,
Похожих и различных меж собой,
Один есть город, навсегда нетленный,
С неповторимой сказочной судьбой.

М-о-с-к-в-а! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.

В её истории история народа –
Строителя, героя и бойца.
Написано: "Москва!" Читается: "Свобода!"
Так чувствуют все честные сердца.

Враги её смертельно ненавидят,
Друзья готовы жизни ей отдать.
Свои мечты в ней труженики видят,
Свою защиту, Родину и мать...

Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким посёлком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял - “город Москвы”. Учёные до сих пор спорят по поводу происхождения названия “Москва”. Единого мнения на этот счёт нет. Одной из версий является та, что слово “Москва” означает “влажное место”. Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания Москвы.

2) Символика города. (Слайд)

Назовите основные символы государства.

Герб — это эмблема города, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. Герб украшен щитом с иконным изображением Георгия Победоносца — защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

Флаг-изображение Георгия Победоносца в центре прямоугольного полотнища тёмно-красного цвета.

Гимн — главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Обычно музыка гимна — торжественная, эмоционально приподнятая, а слова — величавые. Итак, гимн — это торжественная песня, прославляющая нашу Москву.) Работа с учебником (стр. 92)

Одной из главных достопримечательностей Москвы является Кремль.

Башни Кремля

В Кремле 20 башен. Все башни Кремля называются по-разному, чтобы их можно было отличать одну от другой. Самая древняя башня-Тайницкая(1485г.). Самая молодая башня-Царская(1680г.). Самая мощная башня- угловая Арсенальная. Самая низкая башня- Кутафья. (слайд)

Спасская башня

Высота Спасской башни-71м.  У Спасской башни было 10 этажей (ярусов).На Спасской башне находятся главные часы России- Куранты. На Спасской башне 10 колоколов. Вес часов- 25 т. Маятник курантов весит 32 кг. У Спасских ворот Кремля в старину шла бойкая книжная торговля (здесь были торговые лавки где торговали сначала рукописными, а потом печатными книгами. (слайд )

Царь – колокол

Царём на Руси называют всё, что является выдающимся, главенствующим над другими. Царь-колокол считается самым большим колоколом в мире. Его вес-12500 пудов, что составляет 200 тонн. (слайд)

Царь – пушка

Царь-пушка отлита Андреем Чоховым. Она была  создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе во времена правления сына Ивана Грозного- Фёдора Ивановича. Это был результат развития литейного дела на Руси X века. Пушка отлита из высококачественной бронзы. Вся поверхность украшена литыми фигурами и орнаментом. Вес пушки-почти 40 тонн. У подножия 4 декоративных ядра массой по 1 тонне. Царь-пушка никогда не стреляла, а была лишь устрашением для врагов. (слайд)

Собор Василия Блаженного

На красной площади стоит необычный храм Москвы. Часто этот храм называют Собор Василия Блаженного «каменный цветок». Правильное его название- Покрова на Рву. В 1552 русское войско одержало ряд побед во время Казанского похода. Казань была присоединена к Московскому государству, исчезла угроза с востока. Царь Иван IV велел поставить восемь «заветных престолов(церквей)», посвятив каждый из них святому, в день памяти которого была одержана победа. Зодчие Барма и Постник стремясь сделать собор  симметричным поставили 9 церквей, сгруппировав их вокруг центральной шатровой церкви, посвященной празднику Покрова. Высота её- 60 метров. Каждый предел индивидуален по формам. (слайд)

Памятник Юрию Долгорукому

Князь – Юрий Долгорукий является основателем города Москвы. (слайд)

Памятник Минину и Пожарскому

Первый скульптурный  памятник в Москве. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский возглавили народное ополчение в борьбе против польского войска в 1612 году. Нападение было отражено. В 1815 году было предложено установить этот памятник. Отлил его литейный мастер Василий Екимов. Автор проекта - Иван Петрович Мартос. Памятник был построен на деньги пожертвованные простым народом. (слайд)

Государственный исторический музей

Национальный исторический музей России, расположенный на северной стороне Красной площади в Москве. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов (слайд)

ГУМ

Главный Универсальный Магазин. Торговый центр, достопримечательность и памятник архитектуры (слайд)

Останкинская телебашня.

Телевизионная и радиовещательная башня, расположена в Москве. Высота 540м.(занимает 8 место в мире по высоте) есть смотровая площадка где проходят ежедневные экскурсии, есть концертный зал, ресторан «Седьмое небо» (слайд)

Планетарий

Один из самых больших в мире и самый старый планетарий в России. Расположен в Москве возле новой территории Московского зоопарка, недалеко от Садового кольца. На момент открытия Московский планетарий был единственным в стране, тридцатым в мире и Европе. В Московском планетарии расположена обсерватория, из которой можно наблюдать различные космические объекты(слайд)

Лобное место

Говорят, что его назвали так потому, что оно находится на «взлобье» – крутом обрыве. Впервые о нем упоминается в 1547 г. На лобном месте глашатаи зачитывали указы царей. Проводились народные молебны(слайд)

6) Работа с учебником (стр. 93 первый абзац)

 (учебник стр.  95) (слайд)

Работа с учебником (стр. 93 второй, третий абзац)

 (учебник стр. 94) (слайд)

С 69-  71, с 92 - 95

 

 

Понедельник,

20 апреля

Тема: «Памятные места городов»

Отгадайте загадку:

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.(герб)

Что такое герб? (Один из символов страны)

А герб может быть только символом страны? Символом чего еще является герб?( Нет.

Города)

Как вы думаете, что еще может являться символом города?( Памятники, памятные места, достопримечательности города)

Давайте с вами познакомимся с памятными местами городов России, для этого откройте учебник на стр.85 Адмиралтейство – морской символ Петербурга (первые 2 абзаца)

1.Как называется место, где строят суда?

2.А где их ремонтируют?

Ребята, а как вы поняли, что такое верфь?

Откройте стр. 86 Мамаев курган (1 и последний абзац)

1.В каком городе расположен Мамаев курган?

2.Чем знаменит Мамаев курган?

3.Как называется статуя, которая является центром величественного монумента в городе Волгограде?

Как вы думаете, почему именно эта статуя является центром Мамаева кургана?

Статуя является образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом (слайд 4)

Стр. 87 прочитайте про Казанский университет (первые 3 абзаца)

1.Почему символом города Казани является казанский университет? (Крупный научный центр России, знаменит успехами в разных областях науки)

 

2.Кто принес большую известность Казанскому университету? (Астроном И.М. Симонов)

С городом этим

Другим не сравниться.
Главный в стране он,
Зовётся ... (столица)

 

Как называется столица нашей страны?

Кто из вас был в Москве?

Какие достопримечательности есть в Москве? А какие музеи Москвы вы знаете? Что хранится в этом музее?

 

Ребята как вы думаете, почему картинная галерея носит именно такое название? Основателем был Павел Михайлович Третьяков.

15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея

Ребята сегодня мы с вами познакомились с символом города Казани, что это за символ? А как вы думаете, в Москве есть такой университет, который являлся бы символом города? Какое название он имеет? Правильно, он также известен под название университет имени Михаила Васильевича Ломоносова

Как вы думаете, почему университет носит имя великого русского ученого?

Правильно, Московский университет был основан в 1755 году

А в Севастополе  есть такие памятные места? Назовите.

С 84 – 87

с 84 - 87

 Понедельник, 20 апреля Познаю окружающий мир

(внеурочная деятельность)

Украшение соснового бора – сон – трава.

https://youtu.be/hwRzmikVP0I

https://youtu.be/N7mc-P2Rn6U

 

 

 Четверг, 16 апреля (внеурочная деятельность) Севастополеведение

Символы Севастополя

https://youtu.be/Mag9y5_gU3c

https://youtu.be/tCu3cQqwrPk

 

Четверг,

16 апреля

Тема: Герб – символ города.

- На прошлом занятии вы узнали о том, что в древнерусских городах Кремль являлся центральной частью города. Здесь строили самые красивые терема и соборы. Кремль был самым безопасным и укреплённым местом в городе при нападении врагов.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с историей России и узнаем, какой символ есть у российских городов и о чем он может нам рассказать.

- Знакомо ли вам слово «герб»?

Что оно означает? С какой целью создавались гербы государств и городов?

На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.

(слайд 1)

  1. Работа по теме урока: изучение нового материала (слайд 2, 3)

- Герб – это символ, отличительный знак. Слово происходит от немецкого «наследство». Появление гербов имеет давнюю историю. Всё начиналось с простой метки, которую ставили мастера на своих изделиях.

Знаки отличия можно было встретить на печатях, монетах, оружии, на воинских знамёнах

Гербы появились в Западной Европе ещё во времена рыцарей. Рыцаря, закованного в доспехи, можно было узнать по символу на щите. Герб был знаком рода, к которому принадлежал рыцарь (слайд 4 - 11)

Геральдика – наука, изучающая гербы. Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Основателями геральдики были герольды (глашатаи). Понятия “герольд” и “геральдика” тесно связаны между собой (слайд 5)

Герб имел определённую форму и цвет (слайд 6)

Основа герба – щит:
    . треугольный – варяжский, норманский;
    . овальный – итальянский;
    . квадратный с округлостью внизу – испанский;
    . четырёхугольный с заострением внизу – французский;
    . фигурный – немецкий.

Большое значение имел цвет герба (слайд 9)

. красный     – «мужество», «страсть»;
     . голубой      – «величие, красота, ясность»;
    . зелёный     – «изобилие, свобода, надежда»;
    . пурпурный  – «власть»;
    . чёрный       – «печаль, скромность», «постоянство».

Очень часто на гербах изображались фигуры животных (слайд 10)

. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
    . журавль – бдительность и осторожность;
    . лилия – расцвет и успех;
    . единорог – непобедимость;
    . гриф – неустрашимость и свирепость;
    . кошка – независимость;
    . волк – злость, жадность;
    . кабан – бесстрашие.

- Российский император Пётр I повелел, чтобы у каждого российского города был свой герб. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение – Герольдмейстерская контора.

- На гербе города Москвы изображен всадник, поражающий копьём дракона. Этого всадника зовут Георгий Победоносец. С его именем связана интересная легенда. Её нам расскажет первый «историк» (слайд 24).

- Изображение на гербе города Тулы поможет узнать о главном занятии горожан(слайд 25)

На гербе изображено оружие. Ещё в 1632 году здесь был построен чугунолитейный завод, производивший пушки. А спустя 80 лет, в 1712 году, Пётр I повелел построить в Туле первый государственный оружейный завод.

- Красив герб города Тамбова (слайд  26) Создатели герба хотели отразить красоту тамбовских просторов. Голубой цвет означает чистое небо, зелёный – землю, дающую хороший урожай. Улей в гербе означает, что жители издревле занимались сбором мёда диких пчел. Ну а пчела – это символ трудолюбия.

- Герб Ярославля представляет собой помещенного в золотом щите черного восстающего медведя, держащего левой лапой на левом плече серебряную секиру с червленым (красным) древком (слайд 27)

- Найдите легенду о возникновении города Ярославля, и вам сразу станет ясно, почему на гербе города изображен медведь. (слайд 27)

- Есть герб и у столицы нашей республики – города Уфы (слайд 28)

На гербе Уфы изображена бегущая куница, символизирующая изобилие этих зверьков в лесах Башкортостана. Но этот герб не всегда являлся символом города Уфа. Некоторое время на гербе Уфы была изображена лошадь, бегущая по зелёному лугу.

- А это герб какого города? Что вы о нём знаете? (слайд 29)

- Что изучает наука геральдика?

- Для чего городу нужен герб?

- Герб каждого города интересен и неповторим. Если вы хотите узнать больше о гербах, вам помогут в этом справочники и энциклопедии.

 Домашнее задание: составление герба своей семьи. С 80 – 83, работа в тетради

 

составление герба своей семьи.

С 80 – 83

Понедельник,

13 апреля "Познаю окружающий мир (внеурочная деятельность)

Ландыш – прелесть майского лета.

https://youtu.be/-u_S0fQIi5k

 

Понедельник,

13 апреля

«Улицы города»

На прошлых занятиях окружающего мира мы  говорили об  истории образования городов, сравнивали сёла и города. Для проверки домашнего задания я предлагаю вам кроссворд по пройденной теме.   

  1. Люди в сёлах занимались земледелием. Какую культуру они сеяли на поля? (Пшеница)
  2. Каким словом называли хлеб в давние времена? (Жито)
  3. Как назывались основные жители города, которые занимались торговлей? В ед.ч. (Купец)
  4. Как назывался укрепленный центр города? (Кремль)

      5.Небольшое замаскированное отверстие в крепости для внезапного нападения на врага. (Вылаз)

 

Полученное слово в кроссворде вам поможет определить о чём мы сегодня будем говорить.  Какова тема, как вы думаете?  (Улицы города)

  1. Найти в толковых словарях определение слова «улица», а также определения типов улиц «переулок», «площадь», «бульвар», «проспект».
  2. Прочитать на страницах 76 - 79 учебника и рассказать, как появились улицы и мостовые в древних городах.

Задание: объяснить  смысл пословиц:

Улица не двор: всем простор. ( Много места , свободно)

Будет и на нашей улице праздник  (Придет и к нам удача, осуществятся надежды, все изменится к лучшему). Говорят, когда в трудное время невезения, несчастий верят в торжество справедливости.)

На своей улице и собака — тигр. (Родина и свой край ближе всего человеку)

В доме - лев, на улице - кошка. (Человек ведёт себя по-разному. Дома один, а на улице совсем другой)

Рекомендовано:

 1)Узнать, почему так названа улица, на которой вы живёте.

2) Прочитать статью в учебнике стр.76 - 79, работа в тетради по теме.

 

09 апреля Севастополеведение

(внеурочная деятельность) 

Севастополь – город-герой

https://youtu.be/thfQEVZOKBk

 

 

Четверг, 09 апреля

 «Названия городов»

Слайд 1

Слайд 2

  1. Поэтическая минутка:

- Прочитайте стихотворение С. Маршака.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

- О каком времени года это стихотворение? (о весне)

- По каким признакам вы это определили?

- Назовите  весенние месяцы? (март, апрель, май)

Слайд 3

- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением весны?

Слайд 4

- Вернувшись, перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.

- А как мы можем позаботиться о птицах? (люди делают скворечники и
                                                                             развешивают на деревьях)

- Какие изменения происходят в жизни животных?

Слайд 5

Слайд 6

- Какую тему начали изучать? (Наша Родина)

- Как мы узнаём о прошлом: как жили  и одевались люди, какие были обычаи, где жили? (читаем книги, энциклопедии, смотрим передачи, путешествуем)

- Как называется наука, которая изучает прошлое человеческого общества?
                                          (история)

- Что находят в истории писатели, музыканты, художники? (пишут, сочиняют произведения, передают нам дух того времени)

- А как вы думаете, политикам нужна история? (да, они должны знать, как раньше управляли государством)

- А нужна ли вам история? (да, каждый человек должен знать историю своей страны, своего города)

- Вот мы и отправимся сегодня в путешествие.

Слайд 7

- Посмотрите, кто нас ждёт.

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином!     (Автобус)

- Правильно, это автобус. Да не простой, а волшебный. Если нужно, он может полететь или поплыть. На нём мы будем колесить по дорогам нашей большой замечательной страны и побываем в древних русских городах и узнаем, почему их так назвали. Проходим в автобус, занимаем места. Поехали!

Слайд 8

  1. Город Ярославль

- Давайте посмотрим на физическую карту России. Мы живём на юге нашей страны. (показываю)

- Кто покажет на карте столицу нашей Родины?

- Мы подъезжаем к Москве. А кто уже был в Москве?

- Какие впечатления испытали, что вам запомнилось? (ответы детей)

- На северо-востоке от Москвы находится город Ярославль. Здесь мы и сделаем первую остановку.

Слайд 9

- Посмотрите, какой красивый город.

Ярославль - один из старейших русских городов, основанный в XI веке и достигший своего расцвета в XVII веке; в 2010 году город отметил своё тысячелетие. Ярославль — третий по величине населения город.

- А почему его так назвали? Послушайте интересное сообщение, которое приготовил Ваня Л.

Слайд 10

- Почему город получил название Ярославль?

3.Город Смоленск

Слайд 11

- Рассаживаемся удобнее и едем в другой город - Смоленск.

Слайд 12

Смоленск - один из древнейших городов России, носит звание «Город-герой». Этот город находится к юго-западу от Москвы. Расположен на берегах верхнего Днепра. Река, протекая в городе с востока на запад, делит его на две части: северную (Заднепровье) и южную (центр).

Слайд 13

- Где расположен Смоленск?

- Почему его так назвали?

- А сейчас нам предстоит отправиться в город, который находится от Москвы очень далеко (8 385 км). Путь предстоит долгий, надо отдохнуть.

Ф и з м и  н у т к а.  Слайд 14

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Продолжать урок нам нужно.

  1. Город Хабаровск

- И вот мы прибыли в город Хабаровск.

Слайд 15

Хабаровск – крупный город, расположен на правом берегу реки Амур, вблизи границы с Китаем. Город называют столицей Дальнего Востока.  Хабаровск — «Город воинской славы».

Слайд 16

- В честь кого назвали этот город?

  1. 1. Город Санкт – Петербург

Слайд 17

- Наше путешествие продолжается. С берегов Амура мы переносимся на берега реки Невы. Здесь находится город  Санкт – Петербург.

Санкт-Петербург — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. В городе произошли три революции. Во время Великой Отечественной войны город около 900 дней находился в блокаде, носит звание Города-Героя.

5.2. Работа по учебнику:

Слайд 18

- Историю основания города прочитаем в учебнике на с.67 (читают по абзацам)

- Почему именно в устье Невы было решено заложить город?

- Чем было выгодно положение крепости на Заячьем острове?

- Что означает название города  Санкт – Петербург?

6.Закрепление изученного:

Слайд 19

- А теперь проверим, насколько внимательны

- Откройте тетради на с.21 №49. С каким городом связаны эти слова. Запишите правильные ответы.

6.2. Кроссворд:  Слайд 20

По горизонтали

  1. Российский город на Балтийском море. (Калининград)
  2. Город на берегу озера Байкал. (Иркутск)
  3. Столица России. (Москва)
  4. Самый восточный город России. (Владивосток)
  5. Город, заложенный Петром I. (Санкт-Петербург)
  6. Город-герой, находящийся на Волге. (Волгоград)

По вертикали

- Какое название города получилось по вертикали? (Лермонтов)

  1. V. Итог  Слайд 21

- Ну, вот мы и дома. Пусть наше путешествие было не настоящим, но вы сегодня на уроке узнали много нового и интересного.

- Как получали города своё название? (по названию реки, именами князей, путешественников и первооткрывателей)

Рекомендовано:: Слайд 23

с. 65 – 69 пересказ

с 65 - 69

Понедельник, 06 апреля

 

Тема урока “Города и сёла” (слайд 1)

- Замени римские цифры, которыми обозначены века, на арабские.

 

XX-___

V-____

IX-____

X-_____

IV-___

XVII-___

VIII-___

III-___

XI-____

 

- Определи век по дате. Запиши в таблицу.

 

1526

 

938

 

1945

 

2005

 

1004

 

1812

 

 

Опрос.

- Какая наука называется историей?

История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества.

- Что даёт нам история? (слайд 2)

История даёт нам возможность понять: отчего бывают войны, как наладить мирные связи с соседними народами, как изменяется природа под воздействием человека и многое другое.

- Что такое лента времени?

Историческое время можно представить в виде реки или ленты, которая убегает далеко назад, в глубину времён.

- Для чего может служить лента времени? (слайд 3)

Промежутки времени на ней могут быть и совсем маленькими: несколько десятилетий, лет или даже дней. Такая лента может служить для описания жизни человека, семьи, класса.

- Назови промежутки времени в порядке увеличения ( от самого короткого до самого длинного): день, век, месяц, неделя, сутки, час, год. ( слайд 4)

- Час, день, сутки, неделя, месяц, год, век.

- Сколько лет составляет век? Какими цифрами принято обозначать века?

- Почему римские цифры имеют такое название? А как называются цифры, которыми ты пользуешься на уроках математики?

Нарисуй ленту времени. Поставь на ней метки, которые обозначают года с 2002-го по 2012-й. Отметь на этой ленте времени все важные события из твоей жизни.

- От какого времени принято считать года и века на Руси?

- Какой сейчас год? А какой век?

- Прочитайте тему урока. Что вы уже знаете о городах и сёлах?

1)Село – большое крестьянское селение.

2) Село - сельская, деревенская местность.

 

Город – крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. (слайд 5)

- Посмотрите на с. 61- 64. Скажите, что вы узнаете сегодня на уроке?

- Правильно, вы сегодня узнаете как возникло село. Кто в них жил, чем занимались люди в селе. Как появились города, где они строились, что имели все города. Познакомитесь с новыми словами (кремль, собор, посад, торг).

- Расскажите, пожалуйста, что вы узнали про сёла в тексте.

Среди крестьян были и мастеровые: кузнецы (слайд 6)

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов - мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, шилья, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливали талантливые умельцы.

  • гончары (слайд 7)
  • плотники и столяры (слайд 8)

История деревянного зодчества на Руси имеет многовековые традиции. До нашего времени сохранилось немного строений, но и они впечатляют своей красотой и мастерством исполнения. Самый крупный музей деревянного зодчества находится в Карелии на острове Кижи, люди жили там уже в третьем тысячелетии до нашей эры. В середине прошлого века на его территории были собраны лучшие произведения деревянного зодчества. Если у Вас будет возможность, то обязательно посетите музей “Кижи”,  ничего похожего нет во всём мире. И церкви, рубленные без единого гвоздя, и простые крестьянские дома площадью сотни метров, всё это оставит неизгладимые впечатления.

Особенно впечатляет мастерство древних плотников и столяров, а с какой любовью украшены дома!
Проходят века, но искусство и приемы древнего зодчества переходят из поколения в поколение, бережно сохраняется, и сегодня наши Мастера бережно хранят опыт своих отцов и дедов.

  • Ткачи (слайд 9)

- Как появились города?

- Что означало слово “город”? (слайд10)

Слово “город” и означает “огороженное, укреплённое место”.

- Что имели все города? (Соборная площадь – слайд 11)

Все города имели укрепления–стены с башнями, вал и ров.
Укреплённый центр города назывался кремль. Там находились главный городской собор и двор князя.

- Что такое посад? (слайд 12)

3) Работа со словарём в книге (с.126)

- Найдите и прочитайте значение слов – купцы, ремесленники, дружинники.

  • Купец – человек, занимавшийся торговлей.
  • Ремесленник – человек, который занимается ремеслом, то есть изготовлением изделий на продажу. Например, сапожник, кузнец, гончар, оружейник.
  • Дружинник – приближённые князя и княжеское войско. Дружинники составляли княжескую дружину.

Самое оживлённое место в городе – это ...(торг – слайд 13)

Прочитайте про торг (с.62)

Самое оживлённое место в городе – рыночная площадь, или торг. Здесь находились торговые ряды:рыбный, мясной, огуречный, хлебный, а также, кузнечный, зеркальный, книжный и другие. Горожане шли на торг не только за покупками, но и для того, чтобы услышать все новости города.

- Чем отличается город от села?

- Расскажи, пожалуйста, что  узнал о стенах и башнях города?

- Как они были устроены?

- Почему деревянные стены города стали заменять каменными?

- Как река помогала защищать город?

Посмотрите современные фото. Древний Кремль в Нижнем Новгороде на реке Волге (13 век) (слайды с 14 по 21)

  1. Физкультминутка для глаз.
  2. Закрепление изученного.

1) Работа в тетради (с.21 з. 44, 45)

VII. Итог урока. ( слайд 22)

Закончите предложения:

- В сёлах и деревнях жили... (крестьяне)

- Они занимались... (земледелием)

- Из муки пекли хлеб, его называли ... (жито) - от слова...(жить)

- Среди крестьян были и мастеровые:..., ..., ..., .... (кузнецы, гончары, плотники, ткачи)

- Слово “город” означает...(огороженное, укреплённое место)

- Укреплённый центр города назывался ...(кремль)

- Основные жители города: - ..., ..., ....(купцы, ремесленники, дружинники)

- Самое оживлённое место в городе - ... (торг)

  1. Рекомендовано.

с.61- 64, пересказ, с.22 - 23, з.46 - 48 (тетрадь)

 

Понедельник, 06 апреля Познаю окружающий мир(внеурочка)

Чабрец - тимьян ползучий

https://youtu.be/J6lRgvov0V

Чабрецом, а также ползучим тимьяном и богородицыной травой называется маленький кустарник с приятно пахнущими цветками. Встречается чабрец и в лесах, и в степях, и на горных склонах. Его родина — Украина, Беларусь, Крым, Россия, Кавказ, Средиземноморье и Средняя Азия. Относится к семейству яснотковых и является одной из лучших медоносных культур. Ползучие стебли тимьяна около 30 см в длину, листья круглые или удлиненные, цвет их бледно-розовый либо бледно-сиреневый. У соцветий форма шара, цветут они (в зависимости от региона произрастания) с июня по август. Время созревания плодов — с июля по сентябрь, они представляют собой продолговатые орешки около 0,6 мм в длину. Свои полезные свойства чабрец доказал очень давно.

Лечебной является надземная часть растения, которую заготавливают в период цветения. Сушить ее следует, разложив тонким слоем и предоставив доступ воздуха.

Состав чабреца

Это растение состоит из эфирных масел, витаминов, дубильных веществ, минеральных солей, смол. Все эти вещества полезны для человеческого организма и способствуют излечению многих заболеваний, оказывают благотворное влияние на весь организм. Целительным эффектом богородицыной травы широко пользуются как в средствах народной медицины, так и в фармакологии. Но есть у травы чабреца как лечебные свойства, так и противопоказания.

Полезные свойства растения

Чабрец имеет широкий спектр действия:

  •  Обладает бактерицидными свойствами.
  •  Помогает укрепить иммунитет, предотвратить простудные заболевания.
  •  Способствует улучшению функций мочеполовой системы.
  •  Снимает пищевое отравление путем очищения организма.
  •  Приводит в норму функции ЖКТ и сердце.
  •  Выводит мокроту и помогает при лечении кашля.
  •  Чай из него успокаивающе действует на нервную систему, помогает избавиться от депрессии и бессонницы, бодрит.

Применение растения

Оно используется для изготовления лекарственных и профилактических препаратов (отвары, чаи, сиропы, настойки, эфирное масло, и т. п.), косметических средств (маски, притирания, припарки) и в кулинарии (как приправа). При создании известнейшего препарата пертуссина воспользовались асептическим действием тимьяна (для укрепления иммунитета).

Чай с чабрецом

Отвар из травы чабреца готовят так: столовая ложка сухой травы настаивается в стакане с кипятком 30 минут, можно оставить на ночь в термосе, но не желательно. К употреблению годится лишь свежий напиток!
Его пьют с целью:

  •  предотвращения возникновения воспалительных процессов мочеполовой системы;
  •  укрепления нервной системы и снятия состояния стресса;
  •  укрепления иммунитета, улучшения работы кишечника и желудка;
  •  лечения кашля и боли в горле в случае простуды.

Настои с чабрецом (а также с мятой, зверобоем и ромашкой, добавленными в него) используются для различных лечебных целей.