Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №44
имени В.В. Ходырева»

Адрес299011, Российская Федерация, Город Севастополь, Ленинский, Одесская, 5

Контакты администрации +7(8692)542505 school_44_sev@mail.ru

Литературное чтение

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним: понедельник, вторник, среда, пятница. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного выполнения. Все материалы будут размещаться на официальном сайте  школы и в  "Дневник.ру". Прошу присылать ответы на мой адрес электронной почты jnzaiceva@gmail.com  Чтобы ответы не потерялись, указывайте в теме письма Фамилию ученика. 

С 27 апреля расписание занятий останется прежним: понедельник, вторник, среда, пятница.

 

 Среда,

20 мая

Итоговый урок, чтение понравившихся произведений.

 

 Вторник, 19 мая

Тест по теме «И в шутку, и в серьёз». Литературная викторина «Я - читатель»

с 85 задание 10,11

с 85 задание 10 и 11

 Понедельник,

18 мая

 

А. Дорофеев. «Укушенные"

                                                                                                               

                                       

                            

 

с 81 -83

 Пятница,

15 апреля

 А. Усачёв «На чём держится земля»

https://youtu.be/orzVkjAAjKo

с 78 - 80

 Среда,

13 мая

 М Зощенко "Великие путешественники"

Ответы на вопросы.

 с 70 -75

 Вторник,

12 мая

М. Зощенко «Великие путешественники».

с 66 - 70

 Пятница,

08 мая

С. Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка).

«Старуха, дверь закрой!» (народная сказка).

Речевая разминка (работа над скороговоркой)

«Ехал грека через реку,

видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку-

Рак за руку Греку - цап!»

-Каким был Грека?

-Похож ли Эмиль из рассказа Астрид Линдгрен с Грекой? Почему? (Похожи, потому что оба попались: Грека раку, а у Эмиля застряла голова в супнице.)

«Чем выше забор, тем лучше соседи»

- Что это значит? (Это значит, что меньше соседи будут влезать в твою жизнь.)

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из произведений которые перевел Самуил Маршак. Как вы думаете с каким?

- А знакомы ли вы с поэтом Самуилом Маршаком?

- Что вы о нем знаете?

- Маршак Самуил Яковлевич (1887— 1964), поэт и переводчик.

Родился 3 ноября 1887 г. в Воронеже в семье техника мыловаренного завода. Рано полюбил стихи и сам стал сочинять их.

В 1915 г. были напечатаны его первые переводы из У. Блейка, а позже — английских баллад.

С 1918 г. Маршак работал с детьми в колонии, что предопределило его будущую деятельность в детской литературе. В 1923 г. в печати появились детские книжки Маршака — переводы с английского и оригинальные стихи для самых маленьких. В том же году Маршак стал литературным консультантом детского альманаха «Воробей».  В 1935 г. вышел первый большой сборник поэта «Сказки, песни, загадки». Он продолжал писать для детей, опубликовал ряд статей о детской литературе и много публицистических стихов.

В годы Великой Отечественной войны Маршак писал стихи для военных плакатов, антифашистские памфлеты, рифмованные подписи к газетным карикатурам.

  В конце 40-х гг. Маршак писал статьи, стихи в газеты, готовил детские поэтические сборники.

Самуил Яковлевич работал до последнего дня, одержимый одной страстью, одной любовью, всё отдавший литературе.

Умер 4 июля 1964 г. в Москве.

- Давайте познакомимся с его произведением «Про двух соседей»

Откройте учебник на странице 62 и прочитайте произведение.

-О чем он?

- Каким показал поэт богача?

- Как вы поняли, что он лживый и жадный?

- Почему бедняк принес в свой хлев барашка соседа-богача?

- В учебнике на странице 63 прочитайте вопрос три, и слова богача и бедняка.

- Почему бедняк ответил богачу почти его же словами?

- Что означает слово лицемерный?

-  Справедливо ли поступил бедняк с богачом?

- Если соседи обратятся за помощью, нужно ли им помочь или стоит поступить так же как богач?

С 62 - 65

 

с 62 - 65

 Среда,

06 мая

Внеклассное чтение 06 мая

Сказки А. Линдгрен. Литературная викторина

  1. Что съел Эмиль вместо тарелки полезных тушеных бобов?
  2. Эмиль поднял свою сестренку Иду вместо флага, и был за это в наказание посажен в сарай. Сколько раз к этому времени он уже сидел в сарае, и откуда это известно?
  3. Что придумал Эмиль, чтобы заработать немного денег на бутерброды и карусель, на ярмарке после военного парада?
  4. С помощью чего бородатая дама поймала вора и разбойника Ворона?
  5. Эмиля в который раз заперли за шалость в сарае. После того, как он выстругал сотую фигурку, Эмиль решил, чтобы родителям было меньше забот, таскать его туда-сюда, остаться в сарае навсегда. Но это решение быстро прошло. А выбраться ни через дверь, ни через окно ему не удалось. Что же придумал Эмиль, чтобы выйти из сарая?
  6. Семья Свенсонов была приглашена на обед к одной важной даме – фру Петрель. Все были в сборе, но Эмиль запаздывал. Он познакомился с сыном бургомистра и кое-что ему доказывал. Каким образом он попал в дом фру Петрель и доказал обратное?
  7. Когда над городом заполыхали разноцветные огни, все жители решили, что настал конец света и комета прилетела на землю. А что же случилось на самом деле?
  8. Кто попал в вырытую Эмилем для волка яму?
  9. Чем Эмиль сумел разогнать массовую драку, устроенную Бултеном из Бу?
  10. Что наелись поросенок, петух и Эмиль, после чего им было очень худо, а все куры были в обмороке?
  11. Какому обществу давали клятву Эмиль и поросенок?
  12. Сколько раков поймали Эмиль и Альфред, которых Эмиль положил в медный таз и поставил у кровати своего отца, а того утром один из раков схватил за больной большой палец ноги?
  13. После какого случая Эмилем стал гордиться весь округ и, особенно, его папа?
  14. Для кого Эмиль устроил пир на весь мир накануне Рождества?

 

ответы на вопросы

 Среда,

29 апреля

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

Пройти тест в ЯКлассе

 

 Вторник, 

28 апреля

Внеклассное чтение

А. Линдгрен «Приключение Эмиля из Леннеберги»

https://youtu.be/kIOsCr6icHs

 

 

 Понедельник,

27 апреля

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

https://youtu.be/ROLsSK9fLg8

с 56 -60

 Пятница,

24 апреля

Тема: Астрид Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»

https://youtu.be/JCHNIyB8wVo

-Откройте стр.54

С каким автором мы познакомимся сегодня? Какие произведения автора вы знаете? С каким произведением познакомимся? С каким произведением Астрид Линдгрен мы уже познакомились?

В каком городе происходит действие?

Что вы знаете об Астрид Линдгрен?

Биография писательницы

Астрид Линдгрен - шведская детская писательница.

Родилась 14 ноября 1907 г. в городе Виммербю (Швеция) в крестьянской семье.

После окончания школы уехала в поисках работы в Стокгольм. Сменив несколько должностей (секретарь, стенографистка, редактор), удачно вышла замуж.

Первая повесть Линдгрен — «Пеппи Длинный Чулок» — увидела свет в 1945—1952 гг.

Её появлению способствовала тяжёлая болезнь любимой дочери, для которой и была создана чудесная сказка. Причина, подтолкнувшая начинающую писательницу отправить работу в издательство, до сих пор остаётся тайной. Успех пришёл к книжке мгновенно. Ей присудили несколько призов, а ошеломлённому автору предложили работу в детском издательстве.

С той поры истории Астрид Линдгрен «одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир». Линдгрен написала более ста книг, часть из них переведены на многие языки мира. Её произведения изданы почти в 60 странах.

«Карлсон, который живёт на крыше» (1955—1968 гг.) появился также отчасти благодаря дочери автора, которая рассказывала о весёлом человечке, влетающем к ней через окно и исчезающем при виде взрослых. Обращалась Линдгрен и к детским детективам («Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», 1946 г.), и даже к своего рода плутовским повестям, главный герой которых — озорной Эмиль из Лённеберги.).

Именно с этим озорным мальчишкой мы сегодня познакомимся.

Кто главный герой повести? Как думаете, что же произойдёт? Почему?

Посмотрим, правы ли мы, прочитав повесть. Но сначала проведём словарную работу.

Исследовать – изучить, осмотреть что-то

Искать – пытаться найти

 Расследовать -рассматривать

Обыскать – осмотреть

Тетрадь стр. 31 Не тут-то было – неудача

Испугаться не на шутку-очень сильно испугаться

За словом в карман не полезет-всегда ответит вам

Держаться независимо - быть самостоятельным

Проверим наши предположения прочитав текст.

Итак, кто же главный герой повести? Что же произошло? Почему? Почему захотел съесть эту капельку?

Хорошо ли с точки зрения этикета вылизывать посуду?

Но Эмиль, как мы уже увидели, не отличался знанием этикета и умением вести себя за столом.

Почему Эмиль не смог вытащить голову обратно?

Какое чувство испытал? О чем он мог подумать в этот момент?

Какой нам в этой картине рисует автор Лину?

Как вы думаете, почему?

Как в этой ситуации проявляется характер мамы(папы)?

Получилось у Альфреда снять супницу? Почему?

Почему Эмиль кричал?

Какие чувства испытывали все присутствующие?

Что же это было-слезы или мясной суп?

По-новому ли проявляются характеры родителей Эмиля?

Что предлагает папа?

-Что высмеивается в этой повести?

Откройте страницу 32 в тетради.

Задание №2

Обступили Эмиля(подч.)(пауза).

Какое печальное(подч.) зрелище!

С супницей(подч.) вместо головы(подч.), Папа(подч.) мама(подч.) и т.д. и никто(подч.)

Глядите(пауза)(подч.), он плачет(подч.)!

Задание№3

Эмиль очень эмоциональный и веселый мальчик. Он радовался жизни. Хоть ему часто попадало от родителей, он все равно продолжал проказничать.

Задание №4 Эмиль заплакал, хоть и говорил, что это капли супа стекают, а не слезы. Эмиль расстроился и испугался. Но потом даже обрадовался, потому что благодаря супнице маме Эмиля не удалось почистить его уши перед поездкой к врачу. Еще Эмиль очень огорчился, что по дороге к доктору не смог смотреть на дорогу.

 О каких человеческих качествах эта сказка?

- Что же высмеивает эта сказка. Какой же урок извлекли вы из сказки?

 

с 54 - 56

 Среда,

22 апреля

Тема. Русская народная сказка. Болтливая баба. С 48 - 53

 А) Сказка, сказка, прибаутка     Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала       Словно реченька журчала.

Чтоб к концу ни стар, ни мал     От нее не задремал.

Что такое прибаутка? (Маленькие песенки, напоминающие сказочки. Они предлагают детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове - ...прибаутки)

 Б) Что наш маленький народ,  В мир волшебный унесет.

     Полный смеха, света, краски!     А  зовется чудо  -  сказка!

 Распределите сказки на группы:

«Лиса и журавль», «Царевна-лягушка», «Теремок», «Болтливая баба»,  «Каша из топора»

- Объясните почему так распределили? К какому виду относятся?

- У какой сказки возникла проблема? (Болтливая баба)

-Какая тема ( прочитать, учиться у сказки. А чему? – уму разуму и т.д.)

А) - Из чего ясно, что это сказка?

- О чём можно узнать из заголовка? Иллюстрации?

- Что еще можно предположить

- Где будет происходить события?

- с.48  Прочитайте начало сказки? (похоже на сказку?)

Б) Словарная работа.

Страсть какая – очень

Ячея – отдельная ячейка

Волчья яма – яма для поимки волков

Ноша – груз, который переносит на себе

Квохчешь – издавать короткие прерывистые повторяющие звуки ( о курах)

Черти – в народных поверьях – злой дух.

Не все дома –  глупый человек

Помещик – дворянин землевладелец, владеющий  поместьем.

В) Начнем.

- А теперь будем внимательными, чуткими слушателями.

* утаить (не сказать, придержать, промолчать)

С. 48

- Ну как теперь быть? (Почему он стал думать об этом?)

- всё отберёт. (Почему?)

Историческая справка

Крепостное право. Оно состояло в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих с\х рабов, чтобы работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Он имел право их продать, выслать  в Сибирь и не только, мог еще выслать на каторжные работы, а крестьянин не мог подать на помещика жалобу. (16 век?) отменено в 1861 году

- думал, думал, придумал. (Как вы думаете, что он мог придумать?)

- Чтобы проверить наши предположение, читаем дальше.

С. 49

- Пришёл вечером домой. (Зачем все он это сделал?)

- незаметно от жены. (Для чего столько блинов сложил в котомку.)

- не управляется печь. ( Что значит – не успевает)

- не напасешься (надо много, много, а где столько взять)

- пойдем, надо торопиться. (Куда им надо торопиться? )

С.50

- Разве я скажу? (Как вы думаете, сдержит она слово)

С. 52

- не запирайся. (1) не закрывайся; 2) отрицает, что этого не было)

- твою милость (так обращались к господствующим)

- черти драли (били)

  1. Работа с текстом после чтения.

- Было ли вам смешно?

– Совпали ли наши предположения?

-  К какому жанру? Какова задача сказки – (раскрыть хар-р, поступки, мысли, чувства человека, оценить что хорошо, а что плохо)

- К какому виду сказок отнесём «Болтливая баба»? (быт – повседневная жизнь. Главные герои – люди, поучительные истории, взятые из жизни)

- перечислите героев сказки. (работа в парах)

находчивый(ая), глупый(ая), умный(ая), спокойный(ая),

заботливый(ая), добрый(ая), злой(ая), весёлый(ая),

хитрый(ая), болтливый(ая), трусливый(ая), хвастливый(ая),

смекалистый(ая).

  1. На голове густо, а в голове пусто.
  2. Не копьём побивают, а умом.
  3. Был бы ум, будет и рубль.
  4. Глупый разум по миру пускает.

с 48 - 53

с 53 зад. 6 (б)

 Вторник,

21 апреля

Тема: научно-популярный текст «Лошадь» с 89 - 91

Мы сегодня поговорим о лошадях. А именно будем читать научно-популярный рассказ «Лошадь» и узнаем о лошадях – участниках ВОВ.

 «Лошадь – участник ВОВ»

Лошади старались, как умели,
Вынесли героев из атак —
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…

М. Щербаков, "Человек судьбой своей играет"

    Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, кони играли в ней немаловажную роль. И в Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.

Красноармейцы из всех сил выталкивали застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.

Особенно любили артиллеристы лошадей-тяжеловозов — эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! И здесь особенно отличались владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства.

Однако не только пушки и снаряды были заботой лошадей. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников. А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также были "на конной тяге". Нередко бывало и то, что пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Ну, а перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить.

Да и кавалерию, как оказалось, рановато было отправлять в архив. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.

Какие же породы лошадей преобладали в кавалерии во время Великой Отечественной войны? Самые разные. Донские казаки отдавали предпочтение донской породе. Лихие джигиты с Кавказа больше всего ценили кабардинских лошадей.

Гордые наездники из Средней Азии обычно восседали на ахалтекинцах. Сибиряки не могли нарадоваться на кузнецкую породу. Сохранилось множество свидетельств, что немецкие кавалеристы и ездовые очень тепло и уважительно отзывались об отечественных породах лошадей. Так что наши кони могут гордиться — их и противник уважал (а такое случается не часто).

- Что вы узнали из этого текста?

Какие породы лошадей встретились?

 Чтение текста с 89 - 90

 Работа над содержанием текста по вопросам учебника и составление плана:

  • Особенности жизни семейства лошадиных.
  • Дикая лошадь.
  • Приручение лошади.
  • Органы чувств лошади.
  • Привязанность лошадей к людям.

Придумайте интересные вопросы по содержанию текста.

Найдите дополнительную информацию о лошадях. С 89 – 91, план

Понедельник,

20 апреля

Тема: Научно-популярная статья

«Бабочки рядом с человеком».

https://youtu.be/riGGk_d9Bic

О бабочках мы с вами можем узнать не только из художественных текстов, но и из ….научно-популярных, справочных, энциклопедических статей.

Откроем учебник на стр. 87 и прочитаем научно-популярную статью «Бабочки рядом с человеком».

Сколько лет бабочки приносят пользу человеку? (7000 лет)

Какую пользу они приносят?

  • Из коконов шелкопряда в Китае делают шёлк
  • Из куколок тутового шелкопряда выделяют масло, используемое как лекарство для лечения рака
  • Опыляют растения
  • Служат кормом для многих крупных животных
  • Помощь геологам
  • Чувство радости и любования

Мифы и легенды о бабочках есть почти у всех народов мира. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье. До сих пор многие люди в России и других славянских странах считают своим долгом отогнать ночную бабочку от огня, на который она летит из мрака ночи. По сохранившимся старинным поверьям, такая бабочка является воплощением души умершего предка, а ночная темнота, из которой она появляется, ассоциируется с потусторонним миром. Поэтому на юге России, когда видят бабочку, кружащуюся вокруг пламени свечи или электролампочки, поминают умерших, называя их имена. А в Польше родители всегда запрещают детям убивать бабочек, поучая: «Не убивай бабочку — она тебя не тронет, а может, это твой покойный дедушка или бабушка». Болгары во время засухи просят бабочку о дожде. Они считают, что она летает возле Бога и обязательно передаст ему просьбу своих «потомков».

У славян представление об этом насекомом как о душе-предке отразилось не только в его диалектных названиях — «душа» и «душечка», но и в общеупотребительном слове «бабочка». Оно восходит к праславянскому baba, которое, по мнению большинства лингвистов-этимологов, в древности обозначало предка. «Бабочка» не единственное русское название с этим корнем. В сёлах и деревнях порхающее насекомое могут почтительно именовать «бабуля», «бабушка», «бабучка», «бабурка», «бабайка», «баба», «бабка» и т. д.

Древние греки заметили грустное выражение словно плачущих глазков на крыльях дневного павлиньего глаза и связали эту бабочку со страданиями, выпавшими на долю возлюбленной Зевса — прекрасной девушки По. Опасаясь гнева своей жены, ревнивой богини Геры, Зевс превратил По в белоснежную тёлку. Но Гера, продолжая мстить, наслала на неё чудовищного овода, который причинял несчастной непереносимые страдания.

Слёзы, лившиеся из глаз бедной тёлки, утёрла бабочка, названная за это впоследствии именем безвинной жертвы. В мифах Эллады бабочки часто являлись символом любви, а на древнегреческом языке бабочка и душа назывались одним и тем же словом — «психе».

С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей предсмертной проповедью. Особым уважением пользуются в Азии ночные бабочки. Их считают душами умерших и хранителями живых. Здесь живёт легенда о потерявшем жену старике, который долго и безутешно плакал на её могиле, пока не прилетела огромная белая ночная бабочка и не унесла его в царство духов, где он и встретил умершую.

По поверьям индейцев Бразилии, душа человека после смерти превращается в бабочку-морфиду. Поэтому, когда умирал их соплеменник, они исполняли ритуальный танец, подражающий сильному полёту прекрасной бабочки, что означало стремление души в лучший из миров.

Интересно, что и древние греки, и первые христиане тоже видели символ души, покидающей тело, в бабочке, взлетающей после выхода из куколки. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме — к счастью: бабочки символизируют всё лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает здесь торжественные шествия и праздники.

С 87 - 88

 

 

 

с 87 -88

 Пятница, 

17 апреля

 

 В.Астафьев "Весенний остров"

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не довелось закончить. В 1941 г. поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну; там получил два тяжёлых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. Важнейшие темы творчества Астафьева - военная, патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Писатель наш современник умер в 2001 году.

-Давайте познакомимся с его произведением «Весенний остров»

Откройте учебник на стр. 43 и прочитайте рассказ «Весенний остров». Понравился ли вам рассказ? Какие эмоции вызвал?

Что хотел сказать автор этим произведением?

Отвечаем на вопросы на стр. 44. Почему всюду было лето, а на острове-весна?

О чем думал автор, вспоминая весенний остров?

Т.е. говорит, что весна есть не только в природе, но и в человеке. Как вы это понимаете? Что означает весна в человеке?

- Где происходит действие?

-О чем размышляет автор?

-Как вы думаете, какую проблему поднимает автор?

Давайте узнаем, что означает неизвестное нам слово «порог»

-Что означает слово «кедрач»? (кедровник, кедровый бор, массовое произрастание сибирского кедра )

-Давайте подберем синонимы к слову «кедрач». (лес, кедровник)

-Вы заметили, что это слова, которые характеризуют местность, в которой он проживал?

-Давайте найдем еще неизвестные слова и попробуем их объяснить

Убыль - То, что убыло; убыток, потеря.

-Давайте подберем синонимы и антонимы к слову «убыль»

Пологий - Понижающийся постепенно и незаметно

Окуривать - Обдавать, охватывать дымом

Чему учит рассказ?

Рассказ "Весенний остров" Астафьева, во-первых, учит любить свою Родину, свои родные края. Во-вторых, этот рассказ учит любить не только Родину, но и природу своих родных краев и в целом всего мира. Рассказчик плыл на теплоходе. Он возвращался к себе домой после долгой отлучки. Неожиданно для себя, рассказчик увидел необыкновенный остров, на котором вся природа только-только начинала расцветать, как весной. Он делает вывод, что весна придет и в жизни человека, ее только нужно дождаться.

с 43 - 44

Среда,

15 апреля

 

А. А. Фет «Рыбка» https://youtu.be/JlYDqMuptlY

Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет

Знакомство с биографией и творчеством поэта

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.

Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

   УЧЕБНИК стр. 42. Работа по вопросам учебника 1-5.

– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем.

– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему?

– Найдите рифму в стихотворении.

- С каким настроение хотелось бы прочитать стихотворение?

  • Выразительное чтение стихотворения.

– С творчеством, какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)

– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

Целый мир от красоты,

 От велика и до мала,

 И напрасно ищешь ты

 Отыскать ее начало.

 Что такое день иль век

 Перед тем, что бесконечно?

 Хоть не вечен человек,

 То, что вечно, – человечно.

с 42 выразительное чтение

Вторник,

14 апреля

К. Д. Бальмонт «Золотая рыба». 

Тема : “Золотая рыбка” К. Бальмонта.

https://youtu.be/hcqvv46V110

Занятие сегодня посвящено творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта, поэту серебряного века.

Бальмонт  родился в семье небогатого помещика, тихого и доброго человека.  Отец научил сына видеть красоту родной природы. Детство будущий поэт  провёл в деревне.          

                     

Эти места на всю жизнь остались в жизни поэта . «В родных местах, - рассказывал Бальмонт в одном из писем, -  цветут купавы на  затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом  тем поэтом, которым я был, которым буду, которым я умру».

Многие прекрасные качества достались Константину от его матери. Она была веселой,  музыкальной,  прекрасно играла на фортепьяно и познакомила сына с музыкой  Баха,  Шопена,  Глинки.

Бальмонт не стал музыкантом, а вот его стихи прославились  своей музыкальностью. Музыку стихов Бальмонта чувствовали композиторы, на его стихи написано более ста пятидесяти романсов.

К сожалению, усадебный дом в Гумнищах не сохранился. Однако старый липовый парк, похожий на маленькую рощицу, жив и по сей день. Сохранился ещё пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась маленькая удивительная золотая рыбка.

  1. Работа над стихотворением «Золотая рыбка»

ЭТАП 1.

Стихотворение звучит  

ЭТАП 2. Анализ стихотворения.                                               

Открыть учебник на с. 40; читаем по строфам и нумеруем их (простой карандаш)

 Куда мы попали вместе с лирическим героем стихотворения?                                                                                                  НА БАЛ

 В какое время года и суток происходил бал? Найдите  строки, содержащие ответ на этот вопрос.

Ответ на этот вопрос содержится в 3 – ей строфе, прочитаем эти строки

 Попробуем понять настроение поэта. Для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что делают люди на балах?

                                                           ТАНЦУЮТ

 А какие же танцы без музыки? Найдите в тексте словосочетания, которые позволяют услышать музыку. Чтобы ничего не пропустить, стараемся идти от верхней строчки, по порядку.

( музыканты пели, … когда люди поют, звучит музыка

 пела, пела ! повтор! скрипка,  играет скрипка, слышна музыка

 от рыбки … музыка звучала, снова скрипка зазвучит, песня раздается)

Как вы думаете, о чем же поет музыка?

(пришла весна, все рады, в сердцах любовь)

 Как чувствуют себя гости замка? (ответы детей)

   да, им весело, радостно, легко. Может, быть,  гости немного волнуются, на балу бывает торжественно.

                               

 Чтобы передать свое настроение, выразить свои чувства, поэты используют выразительно – художественные средства. К ним относятся ЭПИТЕТЫ.

Эпитеты – это красочные определения. Найдем эпитеты к словам:

… бал

….рыбка

бабочки…

…. качели

 Выполним задание №5 по учебнику:            

Найди в этом стихотворении олицетворения.

Весна смеется,

Ветерок качал качели                      ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ       

Пела скрипка

Гнулись травы

Взор ко взору шепчет

Опьяненные весной, бабочки ночные

Пруд качал

Запишите 2-3 олицетворения в рабочей тетради: с.25 №4.

Бабочки, словно вырезные                         СРАВНЕНИЕ

 Итак, какие  средства выразительности мы нашли?

ЭПАП 3.

Что мы видим? Какие образы создал поэт?  Бал, ночные бабочки, ветерок, луна, звезды. А еще рыбка!

Где она живет? В какое время суток появляется?

Выполним задание №4 в учебнике:

Прочитай, что сказал поэт о необычных способностях рыбки. Почему менялось настроение людей?                                    Строфы 6,7

В каком произведении мы встречали образ золотой рыбки?

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Похожи ли эти две рыбки?

 Рыбка А. С. Пушкина дарит подарки, материальные блага, а рыбка К. Бальмонта  помогает людям быть счастливыми, помогает любить.

 А  видел ли  кто – нибудь золотую рыбку на балу?

Что говорится об этом в стихотворении?        Строфа 5

(Хоть не видели ее музыканты бала…)

 Итак, рыбку никто не видел.

Она  невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

ФИЗМИНУТКА         

 А теперь подумайте и расскажите, как вы понимаете смысл слов:

«Пруд качал в себе звезду»   

                                        

  – Дул легкий ветерок, на пруду появились волны; звездочка то поднималась на волне, то ныряла.

– Вода движется, и  кажется, что звезда качается.

– Пруд как колыбелька, в нем качается вода и баюкает звезду, а она отражается в воде.

                                                                          

 Почему же никто не видел рыбку?    

(Пруд качает звезду.)

  Как вы думаете, в каких строчках содержится основная мысль стихотворения «Золотая рыбка»? (7, 8-я строфы). Прочтение.

  Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение, исполняет желания.

 Сделаем вывод:

Жизнь прекрасна, если ощущаешь любовь и счастье, надежду, светлые мечты, жизнь прекрасна весной! 

    ЭТАП 4.                                                               

Выразительное чтение стихотворения.

Как бы вы прочитали его?

(тихо, с нежностью в голосе, напевно, соблюдая паузы, не забывать о выделении голосом главного по смыслу слова)

Задание для самостоятельной отработки: с. 40 - 41 -научиться читать стихотворение выразительно

с 40 - 41 выразительное чтение

Понедельник,

13 апреля

ПРИШВИН М.М. «ЛЕСНАЯ КАПЕЛЬ»

Какой раздел мы изучаем? (Весна пришла).

Послушайте загадку.

Если речка голубая,

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит к нам пришла …..(весна)

Как думаете, почему эту загадку я вам загадала?

О чем будет произведение, которое мы будем изучать? (о весне)

-А что происходит весной в природе? (тает снег, солнце светит ярче и греет сильнее, на деревьях появляются почки, воздух становится свежий)

Мы войдем в мир книг волшебника М.М. Пришвина с его произведением «Лесная капель»

А контрольным вопросом будет..

Контрольный вопрос: К чему призывает нас произведение Пришвина «Лесная капель»?

Для начала проведем словарную разминку, которая поможет нам понять смысл произведения.

Капель                  (падение с крыш, деревьев тающего снега каплями)

Нерукотворный (такой, какого не создать трудом человеческих рук)

Мгновенья           (кратчайший промежуток времени)

-Подбери синонимы к словам:

Наблюдать-      видеть, замечать

Восхищаться-  восторгаться

Наклюнулись-  появились

Шептаться-        разговаривать

-Продолжи ряд слов:

Запах-  резкий, …(сильный)

Тишина-  тревожная, …(настораживающая)

Первичное чтение.

 Откроем с.38 учебника.  Чтение

-Вам понравилось произведение, чем? (мы услышали какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны.)

-Какое возникло чувство? (чувства восхищения, радости.

 Я любовались красотой природы)

Работа над содержанием.

- Какое мгновение в жизни природы описал Пришвин?

  (Как появляются листочки)

-О каких каплях говорит автор?

(на зеленом клювике висит большая, прозрачная светлая капля – почка)

Какое же волшебство происходит в весеннем лесу,

 мы узнаем, перечитав 3 абзац

 (как начинают шептаться деревья, перекликается береза, осинка стоит на поляне как свеча, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.)

Прочитайте 4 абзац для с целью найти информацию:

почему капли светились в темноте?

-Предположите, в какое время суток происходит действие? (капли светились от света луны, звезд, это происходило ночью)

Пришвин находил новое в самой природе.

-Какими художественными средствами пользовался автор, чтобы произведение было красивым, интересным, эмоциональным?

(сравнение и олицетворение)

-Вспомните, что такое сравнение и олицетворение.

 Сравнение – это (сопоставление двух предметов или явлений) олицетворение – это         (изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.)

Побудем волшебниками.

 Нужно найти сравнения и олицетворения.

 в 1 абзаце   (сравнение: почки-птички; олицетворение: почки сидят, удивленные)

 во 2 абзаце (сравнение: листочек-зеленый хвостик, клювик)

 в 3 абзаце   (сравнение: осинка-свеча; олицетворения: деревья шепчутся, черемуха  черемухе подаёт).

Обращение самого М.М.Пришвина ко всем людям:

         Мои молодые друзья!

Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Мало того, чтобы эти сокровища охранять – их надо открывать и доказывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, родина.

И охранять природу – значит охранять Родину.

- Так что надо делать, чтобы охранять природу?

Надо всегда стараться бережно относиться к природе, не причинять ей вреда.

Нельзя оставлять мусор в лесу или на пляже, а выбрасывать в мусорку.

Надо бережно относиться к цветам и деревьям, насекомым и животным.

Нельзя   разжигать костер в лесу, что может привести к пожарам и нанести огромный вред природе.

Каждый человек должен прилагать усилия к сохранению природы на нашей планете, которая является нашим домом.

Только тогда, когда каждый из нас будет нести ответственность за сохранение природы, прилагать к этому усилия, окружающая среда будет в безопасности.

- С каким произведением познакомились? (Лесная капель)

   Кто его автор? (М.М.Пришвин)

- А теперь давайте ответим на вопрос:

К чему призывает нас произведение Пришвина «Лесная капель»?

(любить природу родного края, замечать все изменения, которые в ней происходят)

Рекомендовано:

с 38 – 39 (один любой абзац наизусть)

 

Пятница,

10 апреля

А. А. Фет. «Весенний дождь»

https://youtu.be/YwRMpsFLG_k

Каждый из вас видел дождь, причем это явление природы никогда не оставляет равнодушным. Для каждого дождь представляется по-особенному. Давайте разберем, а каким дождь кажется вам.Как вы думаете, какой характер будет у весеннего дождя?В лирике немало стихотворений, посвященных этому явлению природы. И, также как у вас, у каждого поэта свое видение дождя.

 Дождь окрасил цветом бурым
Камни старой мостовой.
Город хмур под небом хмурым,
Даль — за серой пеленой. (В. Брюсов)

  • Плачет у окошка пасмурная буря,
    Понагнулись ветлы к мутному стеклу
    И качают ветки, голову понуря,
    И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…(С. Есенин)
  • Тучка с солнышком опять
    В прятки начали играть.
    Только солнце спрячется,
    Тучка вся расплачется.
    А как солнышко найдётся,
    Сразу радуга смеётся.(В. Берестов)
  • Каким вам представляется дождь, описанный в данных отрывках? Почему?

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому удивительному явлению природы.

Это стихотворение А. А. Фета "Весенний дождь".

Фета называют мастером пейзажной лирики. Его произведения музыкальны и напевны. Не случайно именно на его стихи многие русские композиторы слагали песни.

Пение птиц, звон ручья, шелест листьев, игра солнечного зайчика – все складывается в красивую песню, полную звуков и движения.

Итак, тема нашего урока "Образ дождя в стихотворении А. А. Фета "Весенний дождь". Сегодня мы попробуем разобраться, какими средствами пользуется автор, чтобы создать свой образ дождя.

Послушайте стихотворение.

  • Какое настроение подарило вам это стихотворение? Почему?
  • Чьими глазами мы наблюдаем за дождем? (Глазами автора)
  • Помните, что главная задача лирики – не описание событий, а передача мыслей, чувств, настроения. Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?
  • Анализ стихотворения

Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова. Какие слова вам кажутся непонятными?

  • Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена, окутывающая что-либо.
  • Трепещет – дрожит, колеблется.

 Чтение произведения

Жужжащее чтение.

Назовите, какие образы возникают перед вами? Кого описывает поэт?

( солнце, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, сад, листья).

Сколько образов в одном коротком стихотворении! Но автор не просто перечисляет нам объекты живой и неживой природы. Какие слова помогают ему плавно передвигаться от одного образа к другому? (Глаголы)

Подсчитайте, сколько глаголов в этом стихотворении? (10)

А сколько строк? (16)

Как вы думаете, для чего автору понадобилось столько глаголов? (Чтобы передать динамику, движение)

 Пошаговый анализ стихотворения

  • Прочитайте внимательно первую строфу. Создается ли ощущение, что скоро хлынет дождь? (Да, небо уже затянуто облаками)

Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь)

  • Прочтите вторую строфу. Как вы поняли, что дождь уже начался?

(строка "качаясь, движется завеса)

Обратите внимание, что Фет не употребляет самого слова "Дождь". Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем. Какие слова заменяют слово "дождь"? (качаясь, движется завеса)

Это метафора. Вспомните определение метафоры.

 Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве или различии предметов и явлений.

  • В этой же строфе поэт использует и прием сравнения. Найдите его. (будто в золотой пыли)

Что такое сравнение?

 Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Подчеркните слово, которое помогло вам узнать сравнение. (будто)

  • Прочитайте последнюю строфу. В каких строках автору удается передать описание дождя? (Что-то к саду подошло и барабанит по листьям)

Какой прием использует Фет? (Олицетворение)

Какие слова вам помогли понять, что это олицетворение? (подошло, барабанит)

Вспомните, что такое олицетворение?

Олицетворение – придание неживому объекту свойств живого существа.

Рекомендовано:

 с 37 выразительное чтение

Среда,

08 апреля

Тема: «Народные песни. «Жаворонушка…», «Березонька»». https://youtu.be/9ag-m2h8fmQ ссылка на презентацию

- Как называется творчество, которое сочинил народ?

 - Что еще относится к устному народному творчеству?

Тема урока: «Народные песни.

- О чем люди пели в народных песнях?

- В каких жизненных   ситуациях люди пели песни?

Да, действительно, одни песни пели, когда праздновали, а другие -  когда, о чем-то просили – закликали.

 А значит, с какими народными песнями сегодня познакомимся?

Сегодня мы познакомимся с народными песнями – закличками.

Да, действительно, познакомимся с традицией встречи весны на Руси, русскими народными праздниками.

Что нам нужно знать, чтобы правильно решить эти задачи?

Почему творчество называется народным?

Да действительно чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен

Основываясь на что, люди сочиняли пословицы, поговорки, песни? 

(народные приметы)

 А теперь отгадайте загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

Какую народную  песню про березку вы знаете? Давайте споем!

Давайте познакомимся еще с одной народной песней .

Работа по учебнику

Откройте учебник с. 35

Словарная работа:

 Долинушка  - ласкательное существительное от слова долина

долина

  1. Удлиненная впадина между горами или холмами.
  2. Ровное береговое пространство вдоль реки.

Посередь — посередине.

 Семик  - песня во время весеннего праздника,  длился он целую неделю, девушки шли в лес. Там они водили вокруг березки хоровод, пели ей песню, называли ласковыми словами, т.е величали. Песню повторяли несколько раз. Между пением ели яйца и лепешки. Приносили гостинцы и березке. Люди надеялись, что березка поможет вырастить хороший урожай.

Прочитайте текст  и отметьте галочкой то, что вам уже известно, и ! знаком что нового узнали. На работу у вас 2 минуты

Текст:

Издавна на Руси берёза считалась олицетворением образа Родины; чистоты, нежности, самых добрых чувств. Народ придумал пословицы, поговорки, приметы, связанные с этим удивительным деревом.

 На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз.  Существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Весну звали-закликали именно в этот день. В этот день на Руси праздновали праздник. .Жаворонки.

 Чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

 Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Зачастую закличку  Весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Погода за окном у нас как раз такая, поэтому давайте и мы попробуем позвать Весну с лаской и вниманием, просьбой прийти к нам. Читать нужно не спеша, припеваючи, растягивая слова.

Основываясь на что, люди сочиняли пословицы, поговорки, песни? 

А какие народные приметы вы знаете?

Работа в парах:  собрать весенние народные приметы.  А теперь отгадайте загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

Какую народную  песню про березку вы знаете? Давайте споем!

Давайте познакомимся еще с одной народной песней .

Работа по учебнику

Откройте учебник с. 35

Выразительное чтение песни подготовленной ученицей.

Какие слова вам незнакомы?

 Долинушка  - ласкательное существительное от слова долина

долина

  1. Удлиненная впадина между горами или холмами.
  2. Ровное береговое пространство вдоль реки.

Посередь — посередине.

 Семик  - песня во время весеннего праздника,  длился он целую неделю, девушки шли в лес. Там они водили вокруг березки хоровод, пели ей песню, называли ласковыми словами, т.е величали. Песню повторяли несколько раз. Между пением ели яйца и лепешки. Приносили гостинцы и березке. Люди надеялись, что березка поможет вырастить хороший урожай.

Работа с текстом

Прочитайте текст, который лежит у вас на столе  и отметьте галочкой то, что вам уже известно, и ! знаком что нового узнали. На работу у вас 2 минуты

Текст:

Издавна на Руси берёза считалась олицетворением образа Родины; чистоты, нежности, самых добрых чувств. Народ придумал пословицы, поговорки, приметы, связанные с этим удивительным деревом.

 На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз.  Существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Весну звали-закликали именно в этот день. В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

 Чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

 Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Зачастую закличку  Весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Погода за окном у нас как раз такая, поэтому давайте и мы попробуем позвать Весну с лаской и вниманием, просьбой прийти к нам. Читать нужно не спеша, припеваючи, растягивая слова.

Чтние с 35

Какие слова вам не знакомы?

 Жаворонушки – ласково жаворонки

Соломушка – ласково солома - сухие стебли  зерновых культур, остающиеся после того, как обмолотили зерна.

 Соха - сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли.

 Борона - Сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубьями для мелко

с 35 - 36 выучить наизусть "Жаворонушка" по желанию
 Вторник, 07 апреля

Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

- На Руси христарадниками называли людей, которые просили милостыню: «Подайте Христа ради». Оскорбительным это слово не считалось, подавали кто сколько мог, проявляя жалость и доброту.

- Почему Филька так поступил? (Потому, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком кроме себя).

- Как бабушка объяснила, отчего же стрясся мороз? Найдите в тексте.  (От злобы людской. Завёлся дурной человек, обидчик и сотворил злое дело)

- Напишите, как вы понимаете слова Филькиной бабушки, сказавшей, что злой мужик «умер от охлаждения сердца». Почему она не сказала просто, что он замёрз?

(Мужик был злой, он обидел старого солдата, сердце у него было жестокое.

Мужик совершил плохой поступок.

Бабушка хотела, чтобы Филька исправил свою ошибку)

Работа с иллюстрацией (с.19)

- Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова из текста могли бы стать подписью к ней?

(Ревела, обезумев метель, и сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себе по бокам.

 Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег.)

Подведение итогов .

- К чему привёл Филькин необдуманный поступок?

(Обидел раненого коня.

Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, а потом ударил сильный мороз)

Замерзли колодцы, мельница не могла работать, люди остались без хлеба.)

- Понял ли Филька свою ошибку? (Да. Он спросил у бабушки совета, что же теперь делать, значит, он задумался)

- Какой совет дала бабушка Фильке? (Надеяться надо, поправит дурной человек своё злодейство)

- Ребята, запомните, что каждый человек несёт ответственность за свои поступки и слова. Иногда ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей, могут обидеть их и навредить им. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, подумайте о том, что будет потом.

Рекомендовано:

  • Озаглавить части 
  • Найти реальные и сказочные события в произведении.

Понедельник,

06 апреля

Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал ее; писатель, который очень серьезно относился к творчеству.  «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги»,- говорил Паустовский.

- Какие произведения этого автора вы читали? О чем они?( («Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Первый снег», «Кот-ворюга).

- Что значит уметь читать? (Понимать прочитанное, читать внимательно.)

- Кого можно назвать умным, добрым и верным другом? (Того, кто поможет, подскажет, не оставит в беде.)

- Для кого книга может стать другом? (Только для того, кто внимательно читает, задумывается над прочитанным).

Чтобы книга стала хорошим другом, необходим труд и писателя, и читателя. Мы с вами как читатели должны быть чуткими и внимательными к слову писателя, только тогда книга сможет подсказать и дать добрый совет. Сегодня мы начинаем знакомство со сказкой К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка». Знакомясь со сказкой «Теплый хлеб», будем читать внимательно, задумываясь над каждым словом, чтобы понять советы автора.

   1) Каким бывает хлеб? Продолжите список слов:

Хлеб – ароматный, горячий, …

  • Подберите синонимы к словам: ПОСМОТРЕТЬ, РАССМОТРЕТЬ, ВЫСМАТРИВАТЬ, ЭНЕРГИЧНО, КОРМИТЬ, ВЫКОРМИТЬ.

 (В случае затруднения  обратитесь к словарику в конце книги)

    1) Чтение вслух первого абзаца.

- Когда происходят события?

- Где происходят события?

   2) Первое знакомство с героями.

  Чтение вслух до слов «да ну тебя надоела» (С.17-18)

- Назовите героев сказки.

- Что автор говорит о каждом герое? Расскажите, используя слова и выражения из прочитанного текста.

  1. Конь был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжелую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нем.
  2. Панкрат – мельник, живет в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от нее), умный и проницательный («быстрые глаза»), из-за этого, наверно, его и считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.
  3. Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, даже свою бабушку называл бабка, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя».

- Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе).

Физкультминутка.

Работа с текстом.

1) Чтение вслух 1 части.

- Дальше мы с вами узнаем, какие удивительные дела случились в Бережках.

2) Анализ прочитанного.

- Как Филька обидел коня?

 (Наотмашь ударил коня по губам, то есть сильно размахнувшись, обозвал дьяволом и христарадником.)

 Рекомендовано: дочитать сказку